- Как же! Один раз пять рублей взяли - да еще чужих! Дали мне эти деньги в монастыре, передать одному брату пустыннику. Передать-то я еще не успел, а они, как раз и пожаловали. Первым делом, конечно, деньги! Это у них всегда первое слово. Деньги спрятаны хорошо были. Может быть, и не нашли бы их. Только подумал-подумал я - нет, все равно отдам! Пошел в келью - достал пять рублей и отдал.
- А ты расскажи, о.Сергий, как разбойник тебе сапоги вернул, - сказал о.Исаакий.
О.Сергий засмеялся.
- Да, да - вот какой разбойник хороший попался! Дело так было. Пришли как-то разбойники. Все вооруженные: винтовки, револьверы, кинжалы. Я на молитве стоял. Вывели меня из кельи, а сами начали шарить. Все обыскали. До последней тряпки в мешок к себе поклали. Были у меня сапоги - и те взяли. Осталось только то, что на себе: подрясник, да скуфейка. А нога у меня тогда болела. Я и говорю одному из них:
- Отдай мне сапоги назад.
Взял, завернул вот так и показываю ему ногу:
- Видишь, говорю, нога у меня болит, мне никак без сапог нельзя.
- Хорошо-хорошо, - говорит.
Пошел к мешку, достал сапоги - принес:
- На, говорит, носи!
Уж не знаю, что это с ним сделалось...
- Помните, в Драндском монастыре монах к вам приходил? - обратился ко мне о.Иван.
- Как же, конечно, помню, о.Нафанаил?
- Да-да! Ведь он немного жил у нас: и как раз на разбойников попал.
- Были у нас разбойники. Все, что только можно было, забрали и ушли. Мы думаем, надо о.Вениамина предупредить. Поскорей собрались - и чуть ни бегом к нему! Приходим, а они уж там! Раньше нашего пришли: в гостях у о.Вениамина сидят. Крик такой, беда! Деньги давай... Грозятся. И о.Нафанаил тут. На нем золотые очки были. Схватил он эти очки, подает разбойнику:
- Возьми, - говорит, - это самое ценное, что у нас есть.
Не взяли! «Нам, - говорят - очков не надо. Нам деньги надо». Чудаки!
- А то еще вот искушение-то, - покачал головой о.Сергий, - это в первый же раз было, когда я больно напугался-то. Мучили они меня, мучили угрозами своими. И кинжал к горлу приставляли и револьвером грозили, все деньги требовали. Я бы и рад дать, чтобы отпустили поскорей - да денег никаких нет. И вот один пристал:
- Покажи, где товарищи живут!
- Ну, нет, - говорю, - никаких товарищей показывать я вам не стану, - если надо вам, сами ищите!
И ведь вот: не то плохо, что вещи все забирают, а самое это устрашение. Не бьют ничего, - а страхом истерзают всего. Так живешь, думаешь: смерти не боишься. А тут видишь: не хочется еще умирать, страшно... Беда с этими разбойниками. Боже сохрани!
О.Исаакий сказал:
- Я недавно объездчика видел: теперь, - говорит, - разбойники не будут вас трогать - можете не беспокоиться. Не знаю, почему так сказал.
- А потому - уверенно проговорил о.Иван, - что в Сочинском округе недавно разбойников у пастухов нашли и воспретили им за это на горах пасти скот. Жил там горный инженер, или землемер - не знаю кто. Только, что жил в горах и лес измерял. Разбойники ограбили его и убили. Через некоторое время этих разбойников нашли в горах у пастухов. Теперь казна и не дает пастбища, и негде им скот пасти. Вот они и боятся... Ведь все эти разбойники или сами пастухи, или живут с пастухами.
- А все-таки, - сказал о.Иван, - хорошо и то, что разбойники к нам приходят. Пустыня больше всего тем и хороша, что нигде так не чувствуешь промысел Божий, как здесь. В миру на то надеешься, на другое надеешься - на себя, на знакомых, на деньги, на полицию, на сторожей - решительно на все... А здесь один. И прямо перед Богом. И ни на кого, как на Бога, надеяться не приходится.
- В пустыне жить и трудно, и хорошо, - своим задумчивым тоном сказал о.Исаакий, - сначала кажется, что никакого смысла нет одному жить, на горе, с дикими зверями... а как поживешь подольше, так и видишь, что только тут и открывается настоящий смысл жизни... потому что в Боге он, а не в мирских заботах... Я вот рад, что Господь болезнь посылает... Ближе к концу. Слава тебе Господи.
Стало совсем темно. И опять, как накануне, встал о.Исаакий и сказал:
- Пойдемте, помолимся. А потом отдыхайте. Завтра вам дорога дальняя, надо, как следует отдохнуть. А то, может быть, погостите? - с полуулыбкой спросил он.
Охотник был в лесу, как и пустынник. Ирина, ваши знания о Кавказе и его народах, о их трепетном отношению к гостю наверное почерпнуты из советских грузинских комедий?
- Как же! Один раз пять рублей взяли - да еще чужих! Дали мне эти деньги в монастыре, передать одному брату пустыннику. Передать-то я еще не успел, а они, как раз и пожаловали. Первым делом, конечно, деньги! Это у них всегда первое слово. Деньги спрятаны хорошо были. Может быть, и не нашли бы их. Только подумал-подумал я - нет, все равно отдам! Пошел в келью - достал пять рублей и отдал.
- А ты расскажи, о.Сергий, как разбойник тебе сапоги вернул, - сказал о.Исаакий.
О.Сергий засмеялся.
- Да, да - вот какой разбойник хороший попался! Дело так было. Пришли как-то разбойники. Все вооруженные: винтовки, револьверы, кинжалы. Я на молитве стоял. Вывели меня из кельи, а сами начали шарить. Все обыскали. До последней тряпки в мешок к себе поклали. Были у меня сапоги - и те взяли. Осталось только то, что на себе: подрясник, да скуфейка. А нога у меня тогда болела. Я и говорю одному из них:
- Отдай мне сапоги назад.
Взял, завернул вот так и показываю ему ногу:
- Видишь, говорю, нога у меня болит, мне никак без сапог нельзя.
- Хорошо-хорошо, - говорит.
Пошел к мешку, достал сапоги - принес:
- На, говорит, носи!
Уж не знаю, что это с ним сделалось...
- Помните, в Драндском монастыре монах к вам приходил? - обратился ко мне о.Иван.
- Как же, конечно, помню, о.Нафанаил?
- Да-да! Ведь он немного жил у нас: и как раз на разбойников попал.
И почему-то все при этом воспоминании улыбнулись.
Reply
- Были у нас разбойники. Все, что только можно было, забрали и ушли. Мы думаем, надо о.Вениамина предупредить. Поскорей собрались - и чуть ни бегом к нему! Приходим, а они уж там! Раньше нашего пришли: в гостях у о.Вениамина сидят. Крик такой, беда! Деньги давай... Грозятся. И о.Нафанаил тут. На нем золотые очки были. Схватил он эти очки, подает разбойнику:
- Возьми, - говорит, - это самое ценное, что у нас есть.
Не взяли! «Нам, - говорят - очков не надо. Нам деньги надо». Чудаки!
- А то еще вот искушение-то, - покачал головой о.Сергий, - это в первый же раз было, когда я больно напугался-то. Мучили они меня, мучили угрозами своими. И кинжал к горлу приставляли и револьвером грозили, все деньги требовали. Я бы и рад дать, чтобы отпустили поскорей - да денег никаких нет. И вот один пристал:
- Покажи, где товарищи живут!
- Ну, нет, - говорю, - никаких товарищей показывать я вам не стану, - если надо вам, сами ищите!
И ведь вот: не то плохо, что вещи все забирают, а самое это устрашение. Не бьют ничего, - а страхом истерзают всего. Так живешь, думаешь: смерти не боишься. А тут видишь: не хочется еще умирать, страшно... Беда с этими разбойниками. Боже сохрани!
О.Исаакий сказал:
- Я недавно объездчика видел: теперь, - говорит, - разбойники не будут вас трогать - можете не беспокоиться. Не знаю, почему так сказал.
- А потому - уверенно проговорил о.Иван, - что в Сочинском округе недавно разбойников у пастухов нашли и воспретили им за это на горах пасти скот. Жил там горный инженер, или землемер - не знаю кто. Только, что жил в горах и лес измерял. Разбойники ограбили его и убили. Через некоторое время этих разбойников нашли в горах у пастухов. Теперь казна и не дает пастбища, и негде им скот пасти. Вот они и боятся... Ведь все эти разбойники или сами пастухи, или живут с пастухами.
Reply
- А все-таки, - сказал о.Иван, - хорошо и то, что разбойники к нам приходят. Пустыня больше всего тем и хороша, что нигде так не чувствуешь промысел Божий, как здесь. В миру на то надеешься, на другое надеешься - на себя, на знакомых, на деньги, на полицию, на сторожей - решительно на все... А здесь один. И прямо перед Богом. И ни на кого, как на Бога, надеяться не приходится.
- В пустыне жить и трудно, и хорошо, - своим задумчивым тоном сказал о.Исаакий, - сначала кажется, что никакого смысла нет одному жить, на горе, с дикими зверями... а как поживешь подольше, так и видишь, что только тут и открывается настоящий смысл жизни... потому что в Боге он, а не в мирских заботах... Я вот рад, что Господь болезнь посылает... Ближе к концу. Слава тебе Господи.
Стало совсем темно. И опять, как накануне, встал о.Исаакий и сказал:
- Пойдемте, помолимся. А потом отдыхайте. Завтра вам дорога дальняя, надо, как следует отдохнуть. А то, может быть, погостите? - с полуулыбкой спросил он.
- Нет, не могу.
- Пойдемте, помолимся, - повторил о.Исаакий.
Это был последний мой вечер на Брамбских горах.
Reply
(The comment has been removed)
Ирина, ваши знания о Кавказе и его народах, о их трепетном отношению к гостю наверное почерпнуты из советских грузинских комедий?
Reply
Leave a comment