Без всякого исключения смерть придет к каждому и ко всем нам.
Комья земли падут на каждый наш гроб.
Тело, которое мы холим, станет гниющим месивом, мерзостью под землей. Наши собственные матери не смогли бы смотреть на него. Если же мы спасены, наши тела вновь воскреснут в свободе и славе с пришествием Христа.
Но если мы проиграем нашу битву с искушением, мы знаем, какая агония предстоит. Навечно пребудем мы в потоках огненных рек смерти. Навечно зловоние ада от гниющей плоти обреченных заполнит наши ноздри. Навечно уши наши заполнятся криками мучимых. Навечно боль наша станет болью человека связанного, лишенного движений, тогда как огненный червь поедает его внутренности.
Человек умоляет о потере сознания. Но нет потери сознания в аду. Червь пожирает и пожирает, и его дело никогда не прекратится, но продолжится бесконечно.
А что означает эта бесконечность?
Представьте себе металлический шар размером с Солнце. Представьте, что раз в 10 000 лет птичка подлетает к нему и касается его краешком крыла. И когда от этих касаний перышка этот шар истёрся бы в ничто - мы все равно еще продолжали бы быть в аду. Мы все еще вопили бы, обреченные не узреть Божия Лица!
***
Это замечательная проповедь из фильма "Площадка для игр дьявола" (The Devil's Playground, 1976).
https://ok.ru/video/1221138254393с 59 мин 28 сек
Фильм очень наглядно говорит о том, что же именно в монашеской литературе именуется загадочными словами "падение" и "искушение". Он о том, как монахи, став голосом церкви, свою героическую борьбу с онанизмом возвели в главную проблему и главную добродетель, а сексуальность - в ранг главного греха.
И о том, как понуждение человека к тому, чтобы он видел себя неизменно и безнадежно виноватым и осужденным дает власть над ним.
А поскольку фильм довольно старый, в нем нет вроде бы ожидаемой темы педофилии монахов-педагогов. Этот сюжет станет важным позже, в своего рода римейке этого фильма - "Мальчики святого Винсента" (The Boys of St. Vincent, 1992).
Старейший из священников перед смертью говорит мальчику:
"Перестань думать об исправлении своего несовершенства. Оно никому не под силу, так что хватит переживать о нем, иначе у тебя будет нервный срыв. Жизнь слишком длинная,чтобы быть несчастным. Держись за жизнь, Том. Она ведь считается Божьим даром. А дар не может быть мучением" (1 час 15 мин).
Это развилка. С этого хода ("прими себя таким какой ты есть") может начаться агитация за вступление в гомосексуальное "братство". А может начаться тотальное расцерковление. А может - просто реабилитация.
Это - точка острейшего конфликта церковного и светского пастырства, то есть церковного духовничества и светской психотерапии. Восстань против себя, своих привычек, желаний, прошлого и даже просто физиологии. Или приими себя и перемести вину за свои проблемы в некоем прошлом ("травмы детства" и т.п.).
Перегибы есть с обеих сторон. Причем порой - своекорыстные перегибы коучей в рясах и без них. Как справедливо написал сегодня в ФБ библеист Яков Тестелец - жреческой корпорации как группе лиц, неспособных прокормиться иначе чем от данного культа, нужно богословие, которое объясняет ее (группы) необходимость. Поэтому зависимость жрецов от культа создает сильный мотив для внутригрупповой лояльности и дисциплины.
Так вернемся к вышеприведенной проповеди. Догматически там все верно (не вижу отличий от "Слова о смерти" Игнатия Брянчанинова).
Но кто рискнет пойти с ней к подросткам? А если нет - то почему?