Благодатный огонь как экуменическое событие: интервью Патриарха Феофила III
Патриарх Иерусалимский Феофил III рассказал в интервью ватиканским медиа об обряде Благодатного огня, характеризующем литургию Великой субботы и собирающем ежегодно тысячи паломников.
«Церемония Священного огня, - пояснил Патриарх, - своими истоками восходит ко времени зарождения Церкви, когда начинали развиваться литургические практики, и она является одной из древнейших практик в нашей традиции, традиции Иерусалимской Церкви. <…> Речь идет о переживании нерукотворного Света, который исходит из Святого Гроба; его символизируют зажженные свечи, распространяющие этот свет не только внутри храма, но и по всему миру. В каждом православном храме в начале пасхальной литургии верные принимают этот свет через свечу, зажженную священником от огня из Иерусалима».
Патриарх Феофил особенно подчеркнул экуменическое измерение обряда Благодатного огня: «Церемония Священного огня - это поистине экуменическое событие, в том смысле, что оно объединяет не только всех христиан, но и всех людей доброй воли, без каких-либо различий, во всем мире, начиная от наших местных общин. Это важный момент для нас, православных христиан, но также и для всех участников: армян, коптов и сирийцев, для католиков римского обряда, англиканцев, лютеран и даже для людей других вероисповеданий, которые ежегодно не хотят его пропускать».
На вопрос о том, как в православной традиции истолковывается эта церемония и обладает ли она сверхъестественным измерением, Патриарх Феофил ответил: «Поскольку это происходит утром Великой субботы, то есть накануне Пасхи, обряд Священного огня - это, главным образом, предвосхищение Христова Воскресения. Как в восточной, так и в западной традиции сама идея Священного огня - это символ новой жизни в воскресении, то же самое относится и к самой церемонии. Так же, как огонь горит и сияет во Гробе, Господь Иисус воссияет пасхальным утром. <…> Это касается и сверхъестественного измерения: приближая нас к тайне Воскресения, этот обряд пробуждает духовное обращение. Оно делает Воскресение более реальным, более непосредственным в наших глазах, заверяя нас, что мы можем положиться на любовь Бога к нам, и побуждая к большему духовному рвению».
https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2021-05/blagodatnyy-ogon-kak-ekumenicheskoe-sobytie.html полностью тут
https://www.osservatoreromano.va/en/news/2021-04/ing-018/the-light-that-enlightens-the-people.htmlи тут
https://www.pravmir.ru/svet-kotoryj-prosveshhaet-vseh/?fbclid=IwAR2TROajQBUg6RYrJ2sVSDSXDsCVgi0dNAWhpkYoU3xY79vjhFeuLpQOa-g Патр. Феофил упоминает "Паломничество Эгерии". Оно описывает ежедневный обряд, а не Великую Субботу (и, конечно, там ничего нет про чудесное самовозгорание)
"Сам Благодатный огонь является отражением огня, который горит в сердце каждого человека, ищущего Бога"
***
Эх, не у того человека спросили про Благодатный огонь. Он ничего не знает и не понимает, как НАДО говорить про этот огонь!
Надо было ехать в Запорожье и спросить местного Луку Известно Какого. Он-то все точно знает и рассказал бы:
"Представители этой же структуры в лице предавших Церковь иуд в прошлом году повторяли комсомольско-кураевские атеистические басни о лампаде, которая стоит внутри гроба, и о том, как Патриарх обманывает весь мир, зажигая от нее свечи. Но я лично был свидетелем того, как Благодатный огонь сходил не только там, где его получает Иерусалимский Патриарх, но и в других местах храма, зажигая свечи, которые люди держали в руках".