Leave a comment

mogikanin_20 October 22 2020, 10:51:56 UTC
" 1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его... " (Быт. 18)

"1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли" (Быт. 19).

"С другой стороны, непонятно, почему на иконе Троицы в гостях у Авраама с тельцом питомым трое, а в Содом пошли двое?"

Явно, что Ваш вопрос нужно адресовать не иконописцам.

Reply

(The comment has been removed)

mogikanin_20 October 22 2020, 11:17:28 UTC
Несомненно. Так ещё написано: "Господь" и "два ангела".
Как Вы сами для себя объясняете этот сюжет?

Reply

(The comment has been removed)

zapret_doc October 22 2020, 11:54:09 UTC
"Иконографически и богословски сюжет притянут за уши."

Нет. Библия права.

Среди трех ангелов - Сын.
Сыну в Содоме делать нечего. Поэтому туда пошли только два ангела - для того, чтобы вывести Лота и судить город грешников.

Здесь замечательный символ. Сына нет в городе грешников, Он оттуда уходит (если там был) или вовсе туда не заходит. Потому что Он приходит призвать грешников к покаянию, а если некого призывать?
Он приходит спасти, а если некого спасать?

Замечательно, что обратили внимание на этот сюжет.

Reply

(The comment has been removed)

mogikanin_20 October 22 2020, 19:00:50 UTC
Вообще-то дерзновенный торг Авраама был возможен лишь в том случае, когда спорящий находился в одном духе с Божеством. И потому последняя цена осталась без ответа. Не нашлось в Содоме десяти праведников.

Reply

mogikanin_20 October 22 2020, 13:57:20 UTC
Вы-то его воспринимаете не "притянуто за уши"? Если да, то как именно?

Reply

(The comment has been removed)

mogikanin_20 October 22 2020, 17:15:44 UTC
Я пытался сегодня этот текст внимательно прочитать несколько раз. Плюс, прочитать толкование этого текста в раввинистической традиции. К тому же, обратиться к экзегезе явления Ангелов у Аврааму у святых отцов.
Тем не менее, ощущение таинственности осталось.
Поэтому и возник вопрос к Вам: можете объяснить в простоте Вашего сердца прозрачность этого текста мне, неразумному? Объясните, прошу Вас, что здесь, по Вашему мнению, - "белое", а что - "чёрное"?
Если, конечно, Вас не затруднит моя просьба.

Reply

(The comment has been removed)

mogikanin_20 October 23 2020, 08:26:35 UTC
" И потом, говоря о Троице в Мамре, Вы сами же обесцениваете Рождество, превращая его в обычное и регулярное дело"
Самое интересное заключается в том, что я.... не говорил о "Троице в Мамре. Я очень осторожно отношусь к этому сюжету.
Вот, раввинисты считают, что эти "трое" - ангелы. Даже называют их имена. Эти имена многим известны. У каждого из них была своя миссия: у первого - возвестить о рождении Исаака. Выполнив свою миссию, он не пошёл в Содом. У второго - погубить Содом, у третьего - спасти Лота. До посещения Ангелами (или в начале его), Авраам пережил "Шехину" (Божественное Присутствие), которое убедило его в том, что эти трое - от Бога. Скорее всего, во время общения с Ангелами, Авраам находился в присутствии Бога, поэтому нелегко понять порой: с кем он общается в данный момент: с гостями (или с одним из них), либо с Господом. Божие присутствие и трое гостей было неким общим, единым опытом, единым переживанием. Ангелы бесплотны, но, оказавшись по воле Божией в "человеческом плане бытия", пользуясь гостеприимством Авраама, они принимают трапезу, неким таинственным образом "уничтожая пищу" ))
"Различие между Богом и ангельскими гостями подчеркивается в Кала Раббати 7, а также в Дерех-Эрец Рабба 4, в которых утверждается, что ангелы имели низший статус по сравнению с Богом. В Кала Рабати 7 описываются три служащих ангела, встретившихся с Авраамом. Авраам был украшен Божественным Присутствием особенным образом и просил ангелов подождать его, пока он не покинет Божественное Присутствие, которое имеет большее значение, чем сами ангелы"
Если посмотреть непредвзято.... На "Троице" Рублёва изображены ведь Ангелы. И.... есть Божественное Присутствие. И наше ведение Бога как Троицы позволяет нам предположить, что это - присутствие Троицы. И в фигурах трёх Ангелов - "намёк", "напоминание" о Троице. То есть, как и в раввинистических толкованиях, Авраам переживает одновременно Божественное Присутствие и общение с тремя Ангелами. Так и на иконе "Троица" Рублёва - одновременное переживание общения с Троицей и с Ангелами.
Как-то так. Простите за, быть может, несколько торопливый стиль изложения.

Reply

(The comment has been removed)

mogikanin_20 October 23 2020, 09:13:38 UTC
"Главное, что путники - отдельно, а Господь - отдельно". "Физически" - отдельно, а "метафизически" (как некое общее переживание того, что происходит общение с тремя в Божественном Присутствии) - вместе. Кстати, есть такая "формулировка" данного события: "В Быт. 48:9 описывается пришествие Бога вместе с Его свитой к Аврааму после обрезания, - событие, заслуживающего божественного присутствия". И да, некоторые под "свитой" понимают людей. Как бы то ни было, общение с ними было в Присутствии Его.
"А вот у Рублёва всё как раз определённей. На иконе - Божество"
Всё-таки, я бы подчеркнул: на иконе "Троица" - три Ангела. Но созерцание этих троих вызывает переживание Присутствия Того, о Котором мы уверены, что Он - Троица.

Reply

(The comment has been removed)

mogikanin_20 October 23 2020, 09:37:53 UTC
"Подводя итог, отмечу как положительный факт, что в нашей стране за частное мнение никого не сжигают, как Аввакума и не душат, как Малюта Колычева"
Да, слава Богу!
Быть может, этот положительный факт, отмеченный Вами, - проявление того, что евангельская закваска, вложенная в три меры муки, на протяжении столетий меняет - таки нашу действительность, и правозащитники, часто того не ведая, ведут свою деятельность, следуя христианской парадигме?..

Reply


Leave a comment

Up