" 1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, 3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; 4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, 5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. 6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. 7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его... " (Быт. 18)
"1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли" (Быт. 19).
"С другой стороны, непонятно, почему на иконе Троицы в гостях у Авраама с тельцом питомым трое, а в Содом пошли двое?"
Явно, что Ваш вопрос нужно адресовать не иконописцам.
"Иконографически и богословски сюжет притянут за уши."
Нет. Библия права.
Среди трех ангелов - Сын. Сыну в Содоме делать нечего. Поэтому туда пошли только два ангела - для того, чтобы вывести Лота и судить город грешников.
Здесь замечательный символ. Сына нет в городе грешников, Он оттуда уходит (если там был) или вовсе туда не заходит. Потому что Он приходит призвать грешников к покаянию, а если некого призывать? Он приходит спасти, а если некого спасать?
Замечательно, что обратили внимание на этот сюжет.
Вообще-то дерзновенный торг Авраама был возможен лишь в том случае, когда спорящий находился в одном духе с Божеством. И потому последняя цена осталась без ответа. Не нашлось в Содоме десяти праведников.
Я пытался сегодня этот текст внимательно прочитать несколько раз. Плюс, прочитать толкование этого текста в раввинистической традиции. К тому же, обратиться к экзегезе явления Ангелов у Аврааму у святых отцов. Тем не менее, ощущение таинственности осталось. Поэтому и возник вопрос к Вам: можете объяснить в простоте Вашего сердца прозрачность этого текста мне, неразумному? Объясните, прошу Вас, что здесь, по Вашему мнению, - "белое", а что - "чёрное"? Если, конечно, Вас не затруднит моя просьба.
" И потом, говоря о Троице в Мамре, Вы сами же обесцениваете Рождество, превращая его в обычное и регулярное дело" Самое интересное заключается в том, что я.... не говорил о "Троице в Мамре. Я очень осторожно отношусь к этому сюжету. Вот, раввинисты считают, что эти "трое" - ангелы. Даже называют их имена. Эти имена многим известны. У каждого из них была своя миссия: у первого - возвестить о рождении Исаака. Выполнив свою миссию, он не пошёл в Содом. У второго - погубить Содом, у третьего - спасти Лота. До посещения Ангелами (или в начале его), Авраам пережил "Шехину" (Божественное Присутствие), которое убедило его в том, что эти трое - от Бога. Скорее всего, во время общения с Ангелами, Авраам находился в присутствии Бога, поэтому нелегко понять порой: с кем он общается в данный момент: с гостями (или с одним из них), либо с Господом. Божие присутствие и трое гостей было неким общим, единым опытом, единым переживанием. Ангелы бесплотны, но, оказавшись по воле Божией в "человеческом плане бытия", пользуясь гостеприимством Авраама, они принимают трапезу, неким таинственным образом "уничтожая пищу" )) "Различие между Богом и ангельскими гостями подчеркивается в Кала Раббати 7, а также в Дерех-Эрец Рабба 4, в которых утверждается, что ангелы имели низший статус по сравнению с Богом. В Кала Рабати 7 описываются три служащих ангела, встретившихся с Авраамом. Авраам был украшен Божественным Присутствием особенным образом и просил ангелов подождать его, пока он не покинет Божественное Присутствие, которое имеет большее значение, чем сами ангелы" Если посмотреть непредвзято.... На "Троице" Рублёва изображены ведь Ангелы. И.... есть Божественное Присутствие. И наше ведение Бога как Троицы позволяет нам предположить, что это - присутствие Троицы. И в фигурах трёх Ангелов - "намёк", "напоминание" о Троице. То есть, как и в раввинистических толкованиях, Авраам переживает одновременно Божественное Присутствие и общение с тремя Ангелами. Так и на иконе "Троица" Рублёва - одновременное переживание общения с Троицей и с Ангелами. Как-то так. Простите за, быть может, несколько торопливый стиль изложения.
"Главное, что путники - отдельно, а Господь - отдельно". "Физически" - отдельно, а "метафизически" (как некое общее переживание того, что происходит общение с тремя в Божественном Присутствии) - вместе. Кстати, есть такая "формулировка" данного события: "В Быт. 48:9 описывается пришествие Бога вместе с Его свитой к Аврааму после обрезания, - событие, заслуживающего божественного присутствия". И да, некоторые под "свитой" понимают людей. Как бы то ни было, общение с ними было в Присутствии Его. "А вот у Рублёва всё как раз определённей. На иконе - Божество" Всё-таки, я бы подчеркнул: на иконе "Троица" - три Ангела. Но созерцание этих троих вызывает переживание Присутствия Того, о Котором мы уверены, что Он - Троица.
"Подводя итог, отмечу как положительный факт, что в нашей стране за частное мнение никого не сжигают, как Аввакума и не душат, как Малюта Колычева" Да, слава Богу! Быть может, этот положительный факт, отмеченный Вами, - проявление того, что евангельская закваска, вложенная в три меры муки, на протяжении столетий меняет - таки нашу действительность, и правозащитники, часто того не ведая, ведут свою деятельность, следуя христианской парадигме?..
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его... " (Быт. 18)
"1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли" (Быт. 19).
"С другой стороны, непонятно, почему на иконе Троицы в гостях у Авраама с тельцом питомым трое, а в Содом пошли двое?"
Явно, что Ваш вопрос нужно адресовать не иконописцам.
Reply
(The comment has been removed)
Как Вы сами для себя объясняете этот сюжет?
Reply
(The comment has been removed)
Нет. Библия права.
Среди трех ангелов - Сын.
Сыну в Содоме делать нечего. Поэтому туда пошли только два ангела - для того, чтобы вывести Лота и судить город грешников.
Здесь замечательный символ. Сына нет в городе грешников, Он оттуда уходит (если там был) или вовсе туда не заходит. Потому что Он приходит призвать грешников к покаянию, а если некого призывать?
Он приходит спасти, а если некого спасать?
Замечательно, что обратили внимание на этот сюжет.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Тем не менее, ощущение таинственности осталось.
Поэтому и возник вопрос к Вам: можете объяснить в простоте Вашего сердца прозрачность этого текста мне, неразумному? Объясните, прошу Вас, что здесь, по Вашему мнению, - "белое", а что - "чёрное"?
Если, конечно, Вас не затруднит моя просьба.
Reply
(The comment has been removed)
Самое интересное заключается в том, что я.... не говорил о "Троице в Мамре. Я очень осторожно отношусь к этому сюжету.
Вот, раввинисты считают, что эти "трое" - ангелы. Даже называют их имена. Эти имена многим известны. У каждого из них была своя миссия: у первого - возвестить о рождении Исаака. Выполнив свою миссию, он не пошёл в Содом. У второго - погубить Содом, у третьего - спасти Лота. До посещения Ангелами (или в начале его), Авраам пережил "Шехину" (Божественное Присутствие), которое убедило его в том, что эти трое - от Бога. Скорее всего, во время общения с Ангелами, Авраам находился в присутствии Бога, поэтому нелегко понять порой: с кем он общается в данный момент: с гостями (или с одним из них), либо с Господом. Божие присутствие и трое гостей было неким общим, единым опытом, единым переживанием. Ангелы бесплотны, но, оказавшись по воле Божией в "человеческом плане бытия", пользуясь гостеприимством Авраама, они принимают трапезу, неким таинственным образом "уничтожая пищу" ))
"Различие между Богом и ангельскими гостями подчеркивается в Кала Раббати 7, а также в Дерех-Эрец Рабба 4, в которых утверждается, что ангелы имели низший статус по сравнению с Богом. В Кала Рабати 7 описываются три служащих ангела, встретившихся с Авраамом. Авраам был украшен Божественным Присутствием особенным образом и просил ангелов подождать его, пока он не покинет Божественное Присутствие, которое имеет большее значение, чем сами ангелы"
Если посмотреть непредвзято.... На "Троице" Рублёва изображены ведь Ангелы. И.... есть Божественное Присутствие. И наше ведение Бога как Троицы позволяет нам предположить, что это - присутствие Троицы. И в фигурах трёх Ангелов - "намёк", "напоминание" о Троице. То есть, как и в раввинистических толкованиях, Авраам переживает одновременно Божественное Присутствие и общение с тремя Ангелами. Так и на иконе "Троица" Рублёва - одновременное переживание общения с Троицей и с Ангелами.
Как-то так. Простите за, быть может, несколько торопливый стиль изложения.
Reply
(The comment has been removed)
"А вот у Рублёва всё как раз определённей. На иконе - Божество"
Всё-таки, я бы подчеркнул: на иконе "Троица" - три Ангела. Но созерцание этих троих вызывает переживание Присутствия Того, о Котором мы уверены, что Он - Троица.
Reply
(The comment has been removed)
Да, слава Богу!
Быть может, этот положительный факт, отмеченный Вами, - проявление того, что евангельская закваска, вложенная в три меры муки, на протяжении столетий меняет - таки нашу действительность, и правозащитники, часто того не ведая, ведут свою деятельность, следуя христианской парадигме?..
Reply
Leave a comment