Сказка дня

Mar 06, 2020 11:49

Когда язычествующий император Юлиан Отступник пожелал надсмеяться над христианами, он повелел тайно окропить идоложертвенной кровью продукты на всех рынках города. И тогда константинопольскому епископу с предупреждением о задуманном явился св. Феодор Тирон…

Самое интересное, что тот самый архиепископ Евдоксий, которому явился св. Феодор, был еретиком-арианином. И вообще человеком не очень симпатичным. В. Болотов так характеризует его - «человек крайне непривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения как не всякий другой» (Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. М., 1994, с. 74. См. также т.3. сс. 310-311).

Отчего-то в нынешних версиях «Житий Святых» еретик Евдоксий фигурирует как святитель, причем издательский комментарий к Житию св. Феодора поражает своей абсурдностью: «Юлиан вступил на царство в 361 году и царствовал до 363 года… Святитель Евдоксий занимал константинопольскую кафедру с 340-341 год»
(Житие св. Феодора Тирона // Жития святых, изложенные по руководству свт. Димитрия Ростовского. - М., 1905, кн. 6, сс. 313-314).

Ясно, что если бы Евдоксий управлял церковью в 340-341 годах, то он никак не мог бы быть участником событий, развернувшихся при императоре Юлиане двадцать лет спустя… В то же время в Синаксаре все сказано верно: «Архиерею Евдоксию, аще и не правому и не православному бывающу, посылает великого Своего страстотерпца Феодора».

К Великому посту эта история не имеет никакого отношения.

А епископу (или его таинственному собеседнику) лучше было бы озаботиться катехизацией своей паствы, пояснив ей, что тайные манипуляции язычников с едой ничего не значат для жизни христиан. Что вскоре объяснил жителям столицы преемник Евдоксия Иоанн: По мысли Златоуста, ап. Павел обращается к коринфянам, «чтобы этим страхом (перед сознательным участием в языческих мистериях - А.К.) не ввести их в другую крайность, чтобы они по чрезмерной осторожности не стали опасаться подобного осквернения каким-либо образом без их ведома… Если будешь есть, не зная и не слыша, что это - идоложертвенное, то не подлежишь наказанию, так как это - дело неведения, а не невоздержания... Апостол предоставляет им великую независимость и свободу: не дозволяет им даже сомневаться, т.е. исследывать и разведывать, идоложертвенное ли это или нет, а заповедует просто есть все, находящееся на торжище» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 25,1 // Творения св. Иоанна Златоуста. Т.10. Кн. 1, Спб., 1904, сс. 243-244).

Кстати, Юлиан это знал: он прошел добротную катехизацию. Но решил постебаться над неучами в христианской вере (если только эта акция и в самом деле имела место: интересно, когда впервые эта повесть была записана).

***
Из комментов

Какой-то ужас у нас с почитанием святых на этой неделе. В четверг была память свт. Евстафия Антиохийского, который не захотел посвящать Евдоксия (арианина) в сан и был обвинен арианами в прелюбодействе и низложен. Умер в ссылке и прославлен только на 2м Вс. соборе. И тут же через 2 дня история с Феодором Тироном, который якобы явился этому самому Евдоксию, который за свою жизнь сделал столько зла в Церкви, что кардинал Бароний называл его "худшим из ариан". После низложения Евстафия Евдоксий стал еп. Германики на границе Сирии и Каппадокии и главным его делом на протяжении 17 лет епископства там была борьба со свт. Афанасием Александрийским. После смерти Леонтия Антиохийского в 359 г. он сославшись на поддержку императора занял Антиохийскую кафедру. Император Констанций II прямо говорил о том, что Евдоксий искал обогащения, когда занял кафедру. Однако через год он был низложен сторонниками Василия Анкирского и поехал в Константинополь за защитой к императорскому двору. Здесь он добился с помощью интриг после низложения Македония епископского престола. Вместе с имп. Валентом, тем самым, который угрозами пытался склонить свт. Василия Великого к покорности арианству, Евдоксий низложил многих епископов, которые бы не приняли его в общении, если бы были на своих кафедрах. Как такому порочному человеку мог явиться мученик Феодор Тирон, совершенно не понятно. Не есть ли это выдумка самих ариан, желавших закрепить свой авторитет в Константинополе таким "псевдочудом"?
Previous post Next post
Up