Разоблачение мифа о митр. Илии Караме

Jul 27, 2009 23:05

(глава из моей книги "Церковь в мире людей)

Патр. Алексий о стяжательстве митр. Илии Карама:
«Вместе с тем, наряду с идейным тяготением к Москве, Антиохийский Патриархат лелеет надежду, что русская церковь, и в особенности Русское Правительство - возобновит давнюю традицию систематической материальной помощи бедной Антиохийской церкви - на школы, на церкви, на отдельных особенно неимущих иерархов и т.д. Именно Государство само, а не через церковь в дореволюционное время широко субсидировало Антиохийскую церковь, исходя из государственных соображений о необходимости поддерживать православие на Востоке... М. Илья вызвался быть нашим официозным (не официальным) посредником между нами и П-хами греками; и тут, по его мнению, решающим фактором является степень нашей возможности совать им деньги" . (Из письма Патриарха Алексия председателю Совета по делам РПЦ Г. Карпову от 20 ноября 1947 года. ГАРФ фонд 6991с (оп.2) д. № 3, л. 121).
"Он, конечно, желает приехать к нам, чтобы снова получить от нас всякие подношения, иконы, деньги, и затем всем тем торговать у себя на родине" . (Из письма Патриарха Алексия председателю Совета по делам РПЦ Г. Карпову от 13 сентября 1952 года. ГАРФ фонд 6991с (оп.2) д. № 85, л. 69).
На московском совещании 1948 года «митрополит Илия был, как всегда, лидером прогрессивного крыла, поборником диалога» (Митрополит Илия и его адвокат Адиб Мужаэс // Митрополит Илия (Карам) и Россия. - М., 2005, с. 53) . И через 2 месяца после московского совещания, не рекомендовавшего участвовать в учредительной амстердамской конференции ВСЦ, митр. Илия туда поехал.
«Он первым начал трудиться на ниве сближения между православной и другими общинами. Помню, при участии трижды милостивого митрополита Ильяса аль-Хури, маронитского пастыря Антельяса и Кипра, мы организовали молитвенную неделю в Айн-ар-Раммане и Антельясе, где проводились широкие дискуссии и устраивались общие молитвы» (Митрополит Илия, каким знал его митрополит Антонио Шадрауи // Митрополит Илия (Карам) и Россия. - М., 2005, сс. 32-33) .
Вполне справедливо в телеграмме соболезнования, которую послал по этому поводу митр. Ювеналий митрополиту Илии (местоблюстителю антиохийского патриаршего престола), новопреставленый патриарх Илия именуется «неутомимым экуменическим тружеником» (ЖМП, 1979, № 8). Протоиерей Сергий Казанский - настоятель подворья Московской Патриархии в Бейруте - рассказывал, что Карам завязал связь с папским нунцием по управлению Восточными церквами, у которого он бывает» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 727. Л. 26). Нунций, о котором идет речь, вскоре стал папой Иоанном XXIII-м.
«Итак, у него были хорошие отношения с Римским папой. А отношения с иерархами маронитской и католической Церквей в Ливане? - Он не пропускал ни одной церемонии вступления в сан маронитского митрополита. Я видел, как он вместе с маронитским митрополитом и его коллегами клал руку на Евангелие над головой нового митрополита. После смерти митрополита Илии мы обнаружили в его бумагах переписку с Римским папой» (Епископ Илия Наджен о митрополите Илии // Митрополит Илия (Карам) и Россия. - М., 2005, сс. 36-37). .
Старейший петербургский протоиерей Василий Ермаков, вспоминая приезд митроп. Илии в Ленинград, не находит иного слова как «проходимец, собиравший и увозивший русское национальное достояние».
В отчете председателю Отдела внешних церковных сношений митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) настоятеля Подворья Московского Патриархата в Бейруте и заместителя Представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока протоиерея Иакова Ильича, составленного в мае 1969 г., говорится: «После смерти митрополита Илии Карама была создана специальная комиссия для разбора личных вещей покойного. Означенная комиссия обнаружила в шкафах спальни митрополита Илии 600 икон разного письма, многие из них представляют большую ценность. Предполагается устроить в его родном городе Бхамдуне музей иконографии имени митрополита Илии Карама. Также найдено 1000 золотых монет и много тысяч ливанских фунтов наличными, помимо солидного счета в банке» . (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 269. Л. 26-27. Цит. по: Фомин С. Война, Церковь, Сталин и великий молитвенник за Русь Православную митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) http://www.rv.ru/inc/text/iliya_karam.doc)
Апологеты митрополита Илии как подвижника говорят, что он собирал иконы для раздачи ливанским храмам. Однако, и по его смерти в его доме обрелась «коллекция орденов, церковной одежды и утвари» (Митрополит Илия и его адвокат Адиб Мужаэс // Митрополит Илия (Карам) и Россия. - М., 2005, с. 51) , причем «в его коллекции хранилось не меньше 1800 предметов - икон, цепочек, крестов» ( Епископ Илия Наджен о митрополите Илии // Митрополит Илия (Карам) и Россия. - М., 2005, с.37.).
И хотя «Архивы МИДа не могут подтвердить, что по указанию Сталина Илии Караму были подарены две панагии, усыпанные драгоценными камнями» (Пересыпкин О. О визите в Москву митрополита Илии Карама // Митрополит Илия (Карам) и Россия. - М., 2005, с. 137.) , все же сверхценные подарки делались ему в немалых количествах (впрочем, таких же, как и иным знатно-церковным иностранцам в те годы). Патриарх Алексий писал сестре 10 декабря 1947: «У нас последнее время, с приездом митрополита Илии Карама, очень суетно. Правда, были передышки, когда он ездил в Ленинград на неделю и в Киев на несколько дней. Он едет обремененный подарками. В частности, я ему дал: облачение митру белый клобук и икону в жемчугах, большой портрет в раме, чашу, дискос, и весь прибор и еще мелкие вещи. Всего теперь у него не более и не менее как 50 мест багажа, и очень крупных. Кроме того, на нем моя шуба (беличья)» (Гнутова С. Наперсная панагия Илии Карама // Митрополит Илия (Карам) и Россия. - М., 2005, с. 144) .
В конце концов, похоже, тот же митрополит Илия настолько уже надоел сбором ценных подарков, что несмотря на то что он снова напрашивался в гости в 1958 году, патриархия отказалась его приглашать (См. Письмо №306 отдела стран Ближнего Востока от 14 мая1958. Публ.: Пересыпкин О. О визите в Москву митрополита Илии Карама // Митрополит Илия (Карам) и Россия. - М., 2005, с. 137.) .

десталинизация

Previous post Next post
Up