Вероятно, опасаясь того, что они находятся на грани потери контроля и угрозы советской военной интервенции, Каня и Ярузельский обратились за помощью к кардиналу Польши Вышиньскому, утверждая, что «Польша находится на краю катастрофы». 23 апреля 1981 г., во время встречи в Ватикане, Папа Римский Иоанн Павел II сказал директору ЦРУ Кейси, что «Москва больше не будет терпеть движение «Солидарность» и отступление профсоюза является единственным путём избежать мер, которые имели бы катастрофические последствия для польского народа». В этих обстоятельствах, сказал Папа Римский директору ЦРУ, Римско-католическая церковь попросила «Солидарность» провести тактическое отступление. Кардинал Вышиньский просил Валенсу отменить всеобщую забастовку.
Источник ЦРУ сообщал о встрече Валенсы с кардиналом Вышиньским по благословению Папы Римского. Кардинал призвал Валенсу если не отменить, то хотя бы отложить всеобщую забастовку. Валенса и другие лидеры «Солидарности» отказались. Когда стало ясно, что тупик неизбежен, 80-летний кардинал, который был уже смертельно болен, встал на колени перед Валенсой, схватил его за пальто и сказал, что «будет оставаться в этом положении и молиться до смерти, если «Солидарность» не откажется от своих планов».
Драматический жест удался. Валенса вспоминал, что он не мог устоять перед этим «эмоциональным шантажом». Всеобщая забастовка была отменена, приготовления к военному положению отложены, ситуация охладилась, а советские приготовления отменены. Кардинал Вышиньский умер несколькими неделями позже, 28 мая 1981 года.
http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/2974 Интересно, польские либералы за это прокляли кардинала и папу как "прислужника КГБ"?
***
Некоторые комментарии вынуждают пояснять очевидное:
1. Позиция папы и кардинала в этот день была, на мой взгляд, вполне достойной и мудрой.
2. Церковное слово в минуту политического кризиса и противостояния и должна быть именно такой, примиряющей и не позволяющей перейти точку невозврата.
3. Чтобы такое церковное слово в такую минуту было воспринято как слово самостоятельное и слово церковное, нужно, чтобы в годы, предшествовавшие "слову о мире", Церковь и ее спикеры не стяжали славу партийно-правительственных одобрямсовских шестерок.
В общем, по закону, одинаково важному и для физики, и для политологии - опираться можно только на то, что сопротивляется.