Сегодня в отделе религиозного образования Патриархии была встреча разработчиков курса ОПК в регионах с еп. Меркурием и человеком, курирующим эту тему в Минобре - Исааком Калиной.
Основные тезисы г. Калины (со всеми ими я согласен):
1) поскольку ОПК становится частью обязательного курса светской школы, предмет ОПК должен быть светским, а не религиозным. Недопустимы призывы к исполнению религиозных обрядов. Проповедь религии неизбежна, но она должна быть мягкой, ненавязчивой, оставляющей детям возможность для выбора. Недопустима самоидентификация преподавателя и детей с излагаемым конфессиональным материалом.
2) Светский язык преподавания важен и для самой Церкви, ибо позволяет сделать эти уроки интересными и дозволенными и для не-православных детей.
3) Ни один из существующих учебников не может быть принят в качестве федерального. Авторы этих учебников были призваны из режима саморекламы перейти в режим проектной работы, поиска нового, а не распространения своего уже сделанного. «Откройте стыковые узлы своих отсеков, чтобы создать единую станцию Мир».
4) Регионам, в которых ОПК уже преподается, не было рекомендовано настаивать на включении их в число пилотных регионов нового проекта. Если в каких-то школах и регионах ОПК есть не только в 4 классе, начатая разработка учебника именно для 4 класса не означает приостановку уже ведущихся уроков в других классах.
***
Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и Епархией РПЦ (13 июля 2007 г.)
Статья 2.
В рамках соглашения ___ ( наименование органа управления образованием субъекта Российской Федерации)
- Организует в соответствии с учетом запроса граждан повышение квалификации и переподготовку педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
- Создает с привлечением представителей Стороны соглашения экспертные группы для определения содержания программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, желающих преподавать предметы по православной культуре, для установления порядка их аттестации, получения ими рекомендации для преподавания указанных предметов в общеобразовательных учреждениях.
http://www.intelros.ru/2007/07/26/o_sotrudnichestve_organa_upravlenija_obrazovaniem_subekta_rf_i_eparkhii_rpc.html Вот тут самое спорное: может ли епархия отклонить кандидатуру педагога не на том основании, что он плохо владеет материалом, а на том основании, что он не ходит в храм во вне-школьное время?
Знаю, что в церковной среде принято считать, что ОПК может преподавать только верующий православный педагог. Но если предмет объявлен светским - Церковь теряет право на подбор преподавателей.
В такой потере есть плюс: если мы придем в школу как цензоры-работодатели, в учительской среде вспыхнут протестные настроения против нас.
***
Москва, 22 июля. Основы религиозной культуры и светской этики могут преподавать только светские педагоги - учителя истории, литературы и даже психологи, которые для этого будут проходить специальную подготовку, сообщил заместитель министра образования и науки России Исаак Калина.
"Мы планируем провести дополнительное внеочередное повышение квалификации учителей, изъявивших желание преподавать эти предметы. Это могут быть учителя литературы, историки. Это могут быть и психологи", - сказал И.Калина "Интерфаксу".
Он подчеркнул, что "подбор педагогов будет осуществляться особенно тщательно". "Они должны хорошо разбираться в предмете и быть сторонниками свободы религиозного выбора, впрочем, как и нерелигиозного выбора тоже", - отметил замминистра.
Как заявил И.Калина, по данному курсу в школах должно быть по три-четыре педагога. Он подчеркнул, что преподавание этого курса будут вести обязательно светские педагоги, основываясь на свободе религиозного выбора.
"Преподавание этого курса не должно создавать в головах детей превосходство одной религии над другой", - сказал замминистра.
И.Калина также отметил, что этот курс ни в коем случае не должен диссонировать со всем содержанием школьного образования.
"Очень важно, чтобы при изучении каких-либо предметов, скажем, истории, учитывалась роль, которую сыграло Православие, как и другие религии, при становлении российской государственности. К примеру, невозможно понять литературу без понимания православных основ русской литературы", - сказал он.
По словам заместителя министра, эксперимент можно начать либо весной, либо осенью 2010 года.
Данный курс планируется вводить не на факультативной, а на обязательной основе. "Мы считаем, что по результатам многолетнего опыта многих субъектов Российской Федерации по изучению истории и основ религиозных культур, в том числе факультативно, в виде дополнительного образования, кружков, сегодня у нас уже есть возможность ввести курс по изучению истории и основ религиозной культуры в рамках общей и обязательной части образования", - сказал он.
Все основные религии мира, заметил И.Калина, пропагандируют общие понятия, такие как добро, терпение. По его мнению, "в этом и есть, наверное, то единство, которое можно обеспечить серьезным нормальным изучением истории основ религии".
"Если очень серьезно и объективно вести изучение истории основ любой религиозной культуры, то невольно начинаешь понимать, сколько общего в этих основах. И это, на мой взгляд, дает возможность формирования понимания именно у детей объединительного фактора религии", - сказал заместитель министра.
По его словам, незнание истории и основ культуры религии зачастую порождает ложное представление о непреодолимых различиях между людьми ввиду их отношения к религии.
"В основе конфронтации между людьми очень часто лежит религиозная безграмотность. Собственно весь религиозный фанатизм и основан на религиозной безграмотности. А когда люди изучают и знают историю, знают основы религиозной культуры, тогда не остается места для конфронтации. И это основная цель преподавания основ религиозной культуры в школе", - сказал И.Калина.
Как считают психологи, самое удобное время для начала изучения основ религиозной культуры - последние классы начальной школы, отметил он, "когда у ребенка сформировано умение учиться, умение понимать, что существуют разные варианты решений одной и той же задачи".
"Позже, по мнению психологов, может оказаться уже поздно. Этот курс не должен быть длинным. Он должен занять лишь несколько четвертей в жизни ребенка", - пояснил И.Калина.
При этом необходимо предоставить нерелигиозной части населения или тем, кого не заинтересует изучение истории религиозной культуры, возможность изучения основ светской этики, подчеркнул он.
http://oroik.prokimen.ru/newsarchive/393-intkalina.html