Мелетий Смотрицкий «Плач Восточной Церкви» (1610)
Сочинение адресовано «тебе, славный Российский народ, который меня, Матерь свою, ещё не покинул».
Брестская уния обречена, так как «какой же в том деле успех мог быть без головы церкви нашей русской, без патриарха Константино¬польского, пастыря нашего высшего, который тела церкви нашей Русской голова».
Захария Копыстенский, в «Палинодии»: «Россия не была и не ест епархиею папежа и костела Римского, але патриархи Константинополского». Он называет Русь «патриаршим имением».
«Россия от Бога, от синоду вселенского, от царев, князей и кролей за властную диецезию и епархию ест подана Константинополской столици и патриарсе вселенскому».
«зачим юж тут першее право и Бозское. и апостолское, абы Россия подлегала церкви Константинополской и патриархом в ней будучим»
«Володимер и народ его от Греков крестился, и веру и пастыри принял, и цари Грецкии з оным ся сповиновали, варовали межи собою взаспол и заховали, иж Россове з своими епископы завше ся отзывали до Константинополя, и ми грополитове Грекове были посланы, а иногды з Роского народу от патриархов свячене брали»
Обосновывая «канонное» право, то есть «право соборов вселен¬ских» Константинополя на «Россию», Копыстенский ссылается на 28 канон Халкидонского собора, в котором в сферу влияния Константинополя отводится, помимо прочего, «Барбария».
А униат Лев Кревза считал иначе: в истории Киевской митрополии он насчитал 13 митрополитов-схизматиков, которые не подчинялись Константинополю. И делает вывод: раз обычай нарушался так часто, то и не был обычаем.
См. О. Б. Неменский (ИСл РАН, Москва). Русь и Константинополь в западнорусской полемической литературе после Брестской церковной унии // Славяне и их соседи. XXIV конференция, Москва, 2008.
https://inslav.ru/publication/cerkov-v-obshchestvennoy-zhizni-slavyanskih-narodov-v-epohu-srednevekovya-i-rannego ***
Отмечаем:
- отрыв Руси-Украины от Кпля - это тактика униатов. Посему туп модный ныне аргумент, что игра Фанара идет на пользу Вватикана.
- "Россия" как самообозначние вполне в ходу у украинских книжников 17 века
- связью с Кплем они искренне дорожили и по свойе воле ее не порвали бы.