Не раз уже говорил, что церковная жизнь постоянно обнажает противоречие религии и науки. Наука со школьных лет меня учила, что в любом бассейне должно быть две трубы. По трубе А вода втекает, а по трубе Б вытекает.
Но с церковными финансами это не так. То есть трубу А я отчетливо вижу: насос, властно вытягивающий деньги с приходов. Даже видно, что часть этих денег из епархий идет выше - в патриархии. "На общецерковные нужды". К числу таковых относится строительство и содержание дворцов патриарха, вообще обеспечение его протокола, равно как и содержание все разрастающегося аппарата патриархии и ее отделов с их до предела надоевшими указивками и отчетами. Ой, нет про это не принято говорить.
Обычно сбор денег патриархией (а в ряде случаев и митрополиями) объясняют тем, что надо же содержать семинарии... Ну, детей-то кормить надо!
Но новость этой недели:
Администрация Московской Духовной Академии объявила сбор денег со студентов сектора заочного обучения МДА. Нет сомнений, что в отношении неплательщиков последуют санкции. 20 000 рублей в год. Вот такое сообщение получили студенты сегодня в официальной группе в соцсети ВКонтакте.
Надо сказать, что для клирика из глубинки эти 20 000 плюс неоднократные в течение года расходы на дорогу и проживание (не говоря уже о неофициальных поборах, которыми славится сектор Заочного обучения МДА) - это серьезная, а порой и запредельная сумма.
Когда-то прошлый ректор архиеп. Евгений в интервью одному бизнес-журналу обратился с просьбой о спонсорской помощи, сказав, что транши из патриархии покрывают лишь половину потребностей. Патриарх тогда здорово разозлился...
А историк 11 века Георгий Кедрин в "Обозрении истории" рассказывает, что на солунского митрополита Феофана местное духовенство подало жалобу, вручив ее прямо императору Михаилу IV Пафлагону. Священники жаловались, что митрополит не выдает им содержания хлебом. Император (тяжело больной и поэтому благочестивый) убеждал митрополита не обижать клириков. Митрополит же под присягой заверил, что он сам почти нищий и в казне у него всего 30 фунтов золота. Император повелел проверить наличность в кассе митрополита. Там нашлась огромная сумма в 33 центенария (то есть 3 300 фунтов) золота.
В те же годы от умершего патриарха Алексия осталось 25 центенариев золота. "Оба факта навели Гфрёрера на мысль, что они сделались возможны благодаря тому, что император Василий II по соглашению с патриархом Сисинием и его ближайшими преемниками отказался от всякого вмешательства в церковно-имущественное управление во всех округах империи, дав тем самым возможность патриарху и епископам держать духовенство впроголодь и накоплять большие капиталы" (Суворов Н. Византийский папа. М., 1902, сс. 100-101).
У нас тоже недавно был патриарх по имени Алексей. И тоже далеко не все его миллионы всплыли.