В связи с тем, что накануне во время торжественной церемонии на площади Национального Собрания напротив памятника Царю Освободителю - императору Александру Николаевичу - прозвучали слова признательности за освобождение болгарского народа не единой русской армии, а отдельным странам, народы которых входили в то время в Российскую империю, в частности, Польше и Литве, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Болгарию освободила Россия - не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия. И хочу откровенно сказать, что для меня трудно было слышать ссылки на участие иных стран в освобождении Болгарии. Ни польский сейм, ни литовский сейм не принимали решения о начале войны с османской Турцией. Мы - за историческую правду, ее мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать».
http://www.patriarchia.ru/db/text/5156688.html Это - святейшая ответка на вот эти слова президента Болгарии:
Това е споменът за братския порив на руското общество, който доказа, че православните българи не са сами. Него ние няма да забравим. Не ще забравим и словата в манифеста на император Александър II, който обявява война на Османската империя, защото „това налага чувството за справедливост и собственото наше достойнство“. „Народът сам се вдигна на война, воглаве с Царя“, пише в дневника си Достоевски, „а хората четяха манифеста и се кръстеха“. Тези сцени, тези чувства са дълбоки и неподвластни на користни политически интерпретации.
По бранните полета на Руско-турската освободителна война загинаха воини от много народи: руснаци, румънци, финландци, украинци, белоруси, поляци, литовци, сърби и черногорци. За всички тях България е последен дом, тях ние почитаме като свои герои.
https://www.president.bg/speeches-and-statements4285/slovo-na-prezidenta-rumen-radev-po-povod-natsionalniya-praznik-na-balgariya-treti-mart.html "Это память о братском порыве русского общества, который доказал, что православные болгары не одиноки. Мы его не забудем. Мы не забудем слова из манифеста императора Александра II, объявляющего войну Османской империи, о том что «того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства». «Сам народ поднялся на войну во главе с царем, - писал Достоевский в своем дневнике, - люди читали манифест и крестились». Эти сцены, эти чувства глубоки и непоколебимы корыстным политическим интерпретациям.
На полях сражений русско-турецкой освободительной войны погибли воины многих народов: русские, румыны, финляндцы, украинцы, белорусы, поляки, литовцы, сербы и черногорцы. Для всех них Болгария - последний дом, и их мы чтим как своих героев".
Нормальные слова. Зачем было обрушиваться с критикой? Президент говорил не о странах, а о народах.
Да, армия Империи была многонациональной, и в ней было немало поляков и прибалтов.
Да, для Болгарии принципиально важно сказать добрые слова сербам и румынам, с которыми она потом не раз воевала за коррекцию своих границ.
Это же какой силы должен быть внутренний настрой патриарха на оскорбленность по любому поводу, чтобы так себя вести! Сердиться Святейший продолжал и в аэропорту.
"Уже в аэропорту предстоятель РПЦ высказал журналистам уверенность, что такой политический контекст скоро уйдет.
- Оказывается, лейб-гвардии финляндский полк принимал участие в освободительной борьбе! Но это был полк российской гвардии, расквартированный в Финляндии. Точно так же и полки, расквартированные в Польше. В истории Польши и Финляндии нет этой страницы".
Вообще-то именно в Финляндии этот полк никогда не квартировал. Напротив, в Петербурге его казармы дали название Финляндскому переулку.
"Свое название полк получил благодаря первому набору, который состоял из крестьян-финнов".
https://topwar.ru/35181-leyb-gvardii-finlyandskiy-polk-hrabrye-finny-na-sluzhbe-rossiyskoy-imperii.html.
В нем могли служить этнические шведы, связанные с Финляндией.
Приказ от 5 января 1880 года упоминает рядового Якова Перебенуса
http://militera.lib.ru/h/0/pdf/gulevich_sa01_3.pdf стр 149. Вряд ли это великоросс.
Был и отдельный и именно этнически-финский батальон:
"В соответствии с законами Финляндии эти войска могли использоваться только на ее территории.
Исключение составлял гвардейский батальон. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов гвардейский батальон также принял участие в боевых действиях. 24 августа финские стрелки выступили из Гельсингфорса в поход. 12 октября они участвовали при штурме позиции при Горном Дубняке, 20 октября батальон занял Дольний Дубняк, а 10-11 ноября сражался с турками за Правецкую укрепленную позицию. С 17 по 21 ноября участвовал при занятии Враченского перевала через Балканы. 19 декабря батальон сражался с турками при деревне Ташиксен. 21 декабря последовали сражения при Враче и на реке Искер, и уже 23 декабря батальон вошел вместе с остальными российскими войсками в освобожденную от неприятеля Софию. Последнее сражение в этой войне, в котором участвовал батальон, состоялось 3 января 1878 года под Кадыкией. Командир батальона полковник Георг Эдвард Рамзей, награжденный золотой саблей, становится в последствии командиром Семеновского полка. Война за освобождение христиан была популярна в Финляндии как и во всей Империи и у финнов есть песня о героях той войны. Русско-турецкая война 1877-1878 годов стала последней войной, где сражался батальон".
http://zelenogorsk.spb.ru/history/templ.php?page=fintroops&lang=ru "... В соответствии с законами Финляндии эти войска могли использоваться только на ее территории.
Исключение составлял гвардейский батальон. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов гвардейский батальон также принял участие в боевых действиях. 24 августа финские стрелки выступили из Гельсингфорса в поход. 12 октября они участвовали при штурме позиции при Горном Дубняке, 20 октября батальон занял Дольний Дубняк, а 10-11 ноября сражался с турками за Правецкую укрепленную позицию. С 17 по 21 ноября участвовал при занятии Враченского перевала через Балканы. 19 декабря батальон сражался с турками при деревне Ташиксен. 21 декабря последовали сражения при Враче и на реке Искер, и уже 23 декабря батальон вошел вместе с остальными российскими войсками в освобожденную от неприятеля Софию. Последнее сражение в этой войне, в котором участвовал батальон, состоялось 3 января 1878 года под Кадыкией. Командир батальона полковник Георг Эдвард Рамзей, награжденный золотой саблей, становится в последствии командиром Семеновского полка. Война за освобождение христиан была популярна в Финляндии как и во всей Империи и у финнов есть песня о героях той войны. Русско-турецкая война 1877-1878 годов стала последней войной, где сражался батальон".
http://zelenogorsk.spb.ru/history/templ.php?page=fintroops&lang=ru Также см. 3-ий Лейб-гвардии стрелковый Финский батальон
http://ria1914.info/index.php?title=%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1-%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B8_3-%D0%B9_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD Как и следовало ожидать, президент Болгарии лучше знает историю своей страны, чем его святейший гость.
Но и этого мало. Патриарх тут же по сути обозвал болгар нацией недоумков: "В советское время болгарские товарищи считались самыми плохими ораторами, которые вообще не умели говорить без бумажки" (
https://www.kp.ru/daily/26802.7/3837236/).
Но, может это Лавров поручил патриарху передать болгарам свои слова: "д.,б.!"?
Судя по тому, как впряглись за демарш ПК государственные Вести, сия догадка верна. Причем соврав, что "Россия была упомянута после Польши, Литвы и Финляндии".
***
Как надо понимать демарш патриарха, министерство церковной пропаганды пояснило тут: "патриарх говорил с позиции силы"
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=137201913768415&id=100024358211937