"Кормчая отнюдь не считалась общедоступной книгой. Отправляя Собрание церковных правил киевскому митрополиту Кириллу в 1262 г. (или 1270 г.), болгарский деспот Яков Святослав писал: «а писанием сию зонару да ся никде не припишет, понеже тако подобно ес(ть) сеи зонаре во всяком царстве единои бытии на соборе, якоже святи отци уставиша и предаша нам».
Т. е. наличие единственного экземпляра собрания канонов гарантировало то, что в царстве не будет разделений и расколов, так как высшая судебная власть оставалась за тем, кто обладает собранием канонов.
Это представление сохранялось в какой-то степени и в поствизантийский период. Даже в суде над патриархом Никоном, в котором участвовали восточные патриархи, постоянно были ссылки на «Номоканон Великой Церкви», т. е. на то собрание канонов и законов, которое принадлежало Константинопольской патриархии и было доступно лишь окружению патриарха.
Можно указать даже на попытки ограничить распространение Кормчих: Собор 1509 г. Киевской митрополии постановил «Правил божественных мирьским людем не подобает в себе держати, занеже держащее их, мирьскии люди невкоторых делех закон презирают и пастырей своих преслушаються. Ино таковыи, по святому апостолу глаголющу: “Сами себе закон бывают”. Сице же мы не повелеваем от мирских людей правил божественных никому в себе имети. Аще ли хто будет их держати, таковыи да будут в отлучении церковном, донележе их оставят».
Митрополит Даниил в суде над Вассианом сформулировал запрет на работу над сводом правил:
«Ни ты апостол, ни ты святитель, ни ты священьник. Како смел еси на таковое дерзънути? Возбранно бо есть святыми писании и божественными правилы простым человеком, иноком и мирскым, на божественная и священная правила, на уставы же и чины, на законы и на престолы учителей наскокати, святеи, велицеи, божественней соборней и апостольстей церкви преданныя поколебати и учити или составляти инако что, аще что и добро бытии имать мнится».
http://www.odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=6D_MT53lM_A%3D&tabid=11304 И вот из этой "Зонары" следует, что мы и постясь должны проклинать еретиков, но и не-постясь - делать то же самое, вкушая сыр и яйца на Масляницу:
"Слово о сырной недели. Всю сырную неделю ясти сыр и яйца еретиков ради антонианских и савелианских иже сохраняют всю ту седмицу (в посте). Всю ту седмицу всяк православный без всякаго разсуждения да яст сыр и яйца и рыбы и еще проклинает триклятии еретики и еще 65 ересей и всех наставники их и учители» (глава 88)".
Ешь - и проклинаешь, постишься - и тоже проклинаешь… Причем тех еретиков, которые в твоих северных лесах и болотах отродясь и не водились…
Напомню, неясное, какое отношение славянский сборник церковных правил по имени «Зонар» имеет к отставному византийскому генералу 12 века и толкователю церковных канонов Зонару
(о сборнике Псевдозонара или «Зинар» - Белякова Е. В. О составе Хлудовского Номоканона: (К истории сборника «Зинар») // Старобългарска Литература. София, 2007. Кн. 37-38. С. 114-131).
Но этот церковно-славянский текст был очень популярен у староверов.