Когда то еще в годы собственной семинарской учебы в контексте разговоров о соотношении личного аскетизма и официальной роскоши я услышал рассказ о кончине св. Филарета Московского…
Митрополит жил в резиденции (Митрополичьи покои московского подворья Троице-Сергиевой Лавры на Самотеке) с огромной и роскошной спальней. Но он, говорят, лишь уходил в нее, а затем проходил в небольшую каморку за ней и там спал на досках. Об этом знал лишь его келейник, а публичным достоянием эта черта его жизни стала только по той причине, что там он и был найден скончавшимся…
Я и сам не раз рассказывал об этом в лекциях и в экскурсиях по Подворью… Вариант: «19-ое выпало на воскресенье. Святитель в этот день сам совершил литургию в домовой церкви подворья и служил, по свидетельствам присутствовавших, бодро и громогласно. После литургии он удалился в свои покои и принялся за дела. В половине второго часа, когда митрополит против обыкновения не вышел к обеду, его келейник иеродиакон о.Парфений, войдя в митрополичьи покои, увидел святителя в коридорчике, узком проходном помещении без окон рядом со спальней, как бы коленопреклоненным. Митрополит Филарет был мертв»
http://www.pagez.ru/philaret/about006.php).
А вот сегодня прочитал у преемника св. Филарета - св. Иннокентия Московского:
«… пошел умыться к обеду - и тут, в уборной, застиг его нервический удар, где его нашли уже через несколько минут бездыханным» (Письмо А. Н. Муравьеву // Святитель Иннокентий по его сочинениям, письмам и рассказам совеменников. Псков, 2007, с. 535).
Выходит, я был неправ… Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!