Oct 06, 2017 16:23
"Можно ли построить счастливый мир на слезинке одного невинно замученного ребенка, спрашивает Ф. М. Достоевский. И ответ здесь не сводится к простому «да» или «нет». Если для достижения цели применяются средства, по сути своей противоположные цели, то такой цели никогда не достигнуть: средства заслонят собой цель, и цель превратится в пустую риторику.
Если достижение мира предполагается осуществлять через довооружение, модернизацию и без того изощренного оружия, рост устрашения, милитаризацию космоса и т. д., то, видимо, мир достигнут не будет. Слова о мире просто станут частью политической риторики. Мир будет прочно заслонен иными целями, на достижение которых необходимо расходовать энергию, ресурсы, интеллектуальный потенциал, творческое вдохновение и жизнь людей. Поддержание мира «с позиции силы» требует слишком много сил и имеет собственную инерцию, достаточную для того, чтобы отодвинуть достижение прочного мира в отдаленную и малореалистичную перспективу.
митрополит Смоленский Кирилл // ЖМП 1991, № 6, с 54.
Сейчас тренд другой: "мы должны быть сильными, чтобы заставить себя уважать".
***
Общество наше сегодня перед лицом экономических неудач и раздражающей неразберихи имеет страстное желание через создание эффективной экономической системы выйти на тот высокий уровень потребления, который существует в иных странах. Оставляя в стороне вопрос о том, насколько нравственно оправданы современные потребительские стандарты в богатых странах, следует подчеркнуть, что само по себе стремление к материальному благополучию свойственно человеку. Сегодня такое благополучие необходимо и для нравственного здоровья нации, ибо нищенские условия жизни оскорбляют личность, попирают человеческое достоинство, провоцируют нравственную деградацию. Изматывающее и душу, и тело стояние в очередях к пустым прилавкам, погоня за дефицитом, возникающие на этой почве недоброжелательность и зависть ожесточают людей, разрушают ткань нормальных человеческих отношений. Для того чтобы превозмочь крайне опасные для духовной жизни человека кошмары нашего быта, мы действительно должны бороться за эффективную экономику, в условиях которой стало бы возможным гармоничное развитие личности.
Однако сегодня следует поставить и иной вопрос: будет ли эффективная экономика синонимом общественного благополучия, если из этой экономики выпадает такое понятие, как справедливость? Может ли эффективная экономика без справедливости обеспечить подлинное развитие личности и общества?
Позвольте перефразировать слова Достоевского: готово ли наше общество к тому, чтобы построить богатую жизнь на слезинке одного замученного ребенка? Это не риторический вопрос, это вопрос соотнесения средств и целей, в этом вопросе огромное нравственное напряжение. И его предстоит решить в самое ближайшее время. Нужно ясно сказать, какую цену мы как общество готовы заплатить за свое будущее материальное благополучие, какими средствами мы желаем строить эффективную экономику.
Выступление архиепископа Смоленского и Калининградского КИРИЛЛА на XIX съезде профсоюзов в Кремлевском Дворце съездов
23 октября 1990 года
ЖМП 1991,№2
Сегодня принято говорить о том, что советское время это время "солидарности".
Наш папизм