Святой Евсхемий

Jan 02, 2017 13:29

в "Деяниях апостолов" (17,12) упоминаются уверовавшие "почетные" женщины. Греч: των ευσχημονών ( Read more... )

Монастыри

Leave a comment

aba_g January 2 2017, 11:45:00 UTC
О схеме очень интересно пишет Фихте в своей тезисной работе: "Наукоучение в его общих чертах" ("Die Wissenschaftslehre in ihrem allgemeinen Umrisse").
Например, в § 1 сказано:

"Soll nun das Wissen dennoch seyn, und nicht Gott selbst seyn, so kann es, da nichts ist denn Gott, doch nur Gott selbst seyn, aber ausser ihm selber; Gottes Seyn ausser seinem Seyn; seine Aeusserung, in der er ganz sey, wie er ist, und doch in ihm selbst auch ganz bleibe, wie er ist. Aber eine solche Aeusserung ist ein Bild oder Schema.
Ist ein solches Schema, - wie denn dies nur durch das unmittelbare Seyn desselben klar werden kann, da es nur unmittelbar ist, - so ist dasselbe schlechthin dadurch, dass Gott ist, und es kann, so gewiss er ist, nicht nichtseyn. Keinesweges aber ist es zu denken als eine Wirkung Gottes, durch einen besonderen Act desselben, wodurch derselbe in sich selbst sich verwandeln würde; sondern es ist als eine unmittelbare Folge seines Seyns zu denken. Es ist, der Form seines Seyns nach, schlechtweg, so wie er selbst schlechtweg ist, ohnerachtet es nicht er selbst ist, sondern sein Schema.
Wiederum kann ausser Gott schlechthin nichts seyn, denn dieses; kein inneres auf sich beruhendes Seyn, denn das ist er allein; nur sein Schema kann seyn ausser ihm, und ein Seyn ausser ihm heisst eben sein Schema, und beide Ausdrücke sagen dasselbe".

"Но если знание должно все-таки существовать, не будучи самим Богом, то, так как нет ничего, кроме Бога, оно может быть все же лишь самим Богом, но Богом вне его самого; бытием Бога вне его бытия; его обнаружением, в котором он был бы совсем так, как он есть, и все же оставался бы также в себе самом совсем так, как он есть. Но такое обнаружение есть образ или схема.
Если такая схема существует, - что может стать ясным лишь через непосредственное бытие ее, так как она существует только непосредственно, - то она существует исключительно в силу того, что Бог существует, и поскольку достоверно, что он существует, она не может не существовать. Ни в коем случае, однако, нельзя мыслить ее как действие Бога, благодаря особому акту его, ибо тогда он превращал бы себя в себя самого; но ее должно мыслить как непосредственное следствие его бытия. Она, по форме своего бытия, существует безусловно (schlechtweg), так же, как он сам существует безусловно, несмотря на то, что она не есть он сам, а его схема.
Итак, вне Бога не может быть безусловно ничего, кроме этой схемы. Никакого внутреннего в себе покоящегося бытия, ибо таков только он один; только схема его может быть вне его, и бытие вне его именно и называется его схемой, и оба выражения говорят одно и то же".

У меня сейчас, к сожалению, нет возможности подробно прокомментировать мысли Фихте, а они того заслуживают (!), поэтому скажу лишь несколько слов.
Эти рассуждения у меня ассоциируются со стихом: וַיִּבְרָ֙א אֱלֹהִ֤ים׀ אֶת־הָֽאָדָם֙ בְּצַלְמ֔וֹ בְּצֶ֥לֶם אֱלֹהִ֖ים בָּרָ֣א אֹת֑וֹ זָכָ֥ר וּנְקֵבָ֖ה בָּרָ֥א אֹתָֽם׃
(Быт. 1:27) ("И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их"), содержащим слово צֶ֥לֶם "(образ"). Так вот, צֶ֥לֶם= σχῆμα = Schema. Следует взять слово Schema (в Фихтевском понимании) и в его ракурсе поразмышлять над всем этим.
И еще немного.. в сирийской Пешитте (в этом стихе из Деян. 17,12) греч. ευσχημονών соответствует ܝܕܝܥܬܐ ("йидиа" ידיעא "известные" - от корня "знание", "понимание") .

Reply

matilda1620 January 2 2017, 16:57:55 UTC
Творение мира и человека Богом -сознательный" процесс создания радикально иного по природе- тварного - онтологический дуализм.
У Фихте же -законченный монизм

Но если знание должно все-таки существовать, не будучи самим Богом, то, так как нет ничего, кроме Бога, оно может быть все же лишь самим Богом, но Богом вне его самого; бытием Бога вне его бытия; его обнаружением, в котором он был бы совсем так, как он есть, и все же оставался бы также в себе самом совсем так, как он есть. Но такое обнаружение есть образ или схема.

Бог вне своей непознаваемой сущности познается в энергиях (благодати- некий модус существования Бога в мире-это реальность. не зависящая от человеческого "Я" ни абсолютного, ни относительного), а не посредством каких-то знаний ( в смысле абстрактных умозаключений), если , конечно, эти знания не приобретены в мистическом опыте подвижниками.

Reply


Leave a comment

Up