18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
Первое впечатление о Тбилиси было авиационным. Размер местной коррупции был виден с самолета.
Я впервые прилетел туда не с севера, а с запада, и борт прошел надо всем городом. Он (город) очень разросся, появились огромные новые районы, застроенные многоэтажными человейниками. И можно было бы порадоваться за людей, улучшивших свои жилищные условия, если бы не три очевидных «но»: 1. Тбилиси больше не «утопает в зелени»; 2. расстояния между высотными домами очень невелики; 3. внутриквартальных проездов явно недостаточно.
Потом стало ясно, что эти высотки принимаются городом без подземных паркингов, а целые районы - без автотрасс, дублирующих проезд к ним. Итог «дан в ощущениях»: пробки.
Опыт лужковской Москвы ясно говорит, отчего именно мэрия бывает столь терпима к застройщикам.
Второе впечатление: мой нескрываемый опыт посещения Абхазии не стал проблемой при посещении Грузии (хотя при выезде минут пять офицер изучал мой паспорт. Но поскольку это была очень красивая девушка, то изучение было взаимным и по крайней мере для меня приятным).
Третье: нет машин с иностранными номерами (после транзитной Праги это особенно заметно).
Четвертое: общая болезнь русского и грузинского православия: избыточная влюбленность в свое прошлое. Новые храмы не отличаются от древних. Нет церковной архитектуры 21 века. Вообще поиск нового архитектурного стиля (иногда удачный, иногда нет) характерен лишь для греков-фанариотов, антиохийцев и украинцев и лишь в диаспоре.
То прекрасное, что в Тбилиси есть, описывать не стану: об этом все и так знают.
Моя лекция (на тему «Определение веры») была в местном католическом университете. Еще был прямой ночной эфир на одном из местных телеканалов (увы, с синхронным, и как говорят, плохим переводом).
В местных православных храмах я не служил. Но благословение от одного грузинского митрополита на службу получил просто и прямо по телефону. А в патриархии предложили показать документы от моей новой литовской епархии. Так что московская экклезиальная блокада далеко не тотальна.
А на службу я не пошел по той причине, что был не один. Цель поездки была сугубо приватной: пообщаться с внучатами. Двух из них привезли из России.
С опаской я ждал встречи: все же не виделись более года. Учитывая, что мелкому на момент разлуки вообще было лишь 10 месяцев, а его сестренке -два годика, не было шансов на то, что они меня признают. Но нет - и малыш сразу пошел на ручки, и девочка, за это время вошедшая в возраст почемучки, также сразу опознала новую жертву.
И это почти перевернуло мою судьбу.
Мы сразу поехали в центр закупать детям одежду (их мама уверяла, что в подсанкционной России качество детской одежды просело). В одну машину мы с детскими креслами не вмещались. Заказали два такси (благо, приложение Яндекс.такси работает и в Тбилиси). При рассадке я спросил свою юную собеседницу, с кем она желает ехать - со мной или с мамой. И был чрезвычайно польщен ее настойчивым требованием ехать именно со мной (в более нежном возрасте она заползала ко мне в комнату и захлопывала дверь перед носом идущей следом мамы).
Понятно, что я был увлечен нашей беседой. И, вытаскивая почемучку из машины в пункте назначения, я забыл в такси сумку с моими телефонами и документами. Спохватился через пять минут, когда машину уже ушла...
Такое со мной было лет 20 назад в Ташкенте: с такси уехал мой портфель с ноутбуком, билетами и кошельком. Но тогда хоть паспорт и телефон были со мной, а я был не частный турист, а гость епархии, получивший позволение местного Совета по делам религий. Теперь же я был один. Без европейской карточки вернуться в Чехию я не могу. Без денег оставаться в Тбилиси тоже не могу... Перспектива возвращения в Москву опровергла поговорку МИДовских профессионалов «Родиной нас не запугаешь!»...
Спасибо местной полиции: они быстро нашли эту машину, и пока я в их присутствии не подтвердил, что в сумке все на месте, они вернувшегося таксиста (и ему спасибо!) не отпустили.
Но час прошел весьма нервно...
(диалог с полицией)
Но зато за этот час тут же, на улице ко мне подошел бывший студент МДА. Сейчас он (русский, не грузин) работает в тбилисской пекарне.
Кроме него, за эти дни я общался только с еще одним русским студентом-релокантом.
Но на улицах меня опознавали и совсем неожиданные люди. В халяльном фаст-фуде молодой казах из Караганды точно вспомнил мои имя-фамилию. Аналогично - пожилая еврейская пара из США (32 года назад уехавшие из Ростова-на-Дону) узнала меня на ступеньках Джвари. В торговом центре молодой протестант из движения «Евреи за Иисуса» хотел угостить меня кофе, но я предложил ему более разумное вложение денег в куклу Барби понятно для кого (паки Спасибо!).
Ах, да, «Джвари»!.. Грузинские священники при обсуждении сузукигейта высказали предположение, что сам юный Гриша Алфеев мог получить нехорошую инициацию именно в грузинских монастырях.
Еще Тбилиси мне подарил то, чего мне так не хватало этим летом в Праге: всенощный концерт цикад.
Самое запоминающееся произошло при отъезде. Я пробую объяснить малышам, что утром мы уже не увидимся. На девочку эта информация, кажется, произвела такое шокирующее впечатление, что она зависла и, несмотря на многократные в предыдущие дни заверения «Дедушка, я тебя люблю!», даже не подошла на прощальные обнимашки.
А вот годовасик, уже с порога безо всяких подначиваний и подманиваний вдруг оторвался от мамы, вернулся ко мне, на бегу заранее сложил губки и поцеловал. Вот оно - дедушкино счастье!
(На ступеньках Джвари; внизу - Мцхета)
... А лучшие хинкали все же не в Тбилиси, а в новом (открылся на церковный новый год 14 сентября) грузинском ресторане Дерги в Праге :)
И чудеса все же бывают. Весы сказали, что кулинарное паломничество в Грузию обошлось без прибавки в весе!