Слово Божие

Sep 24, 2012 14:36

Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя.
(Притчи 9,7-8).

Пусси

Leave a comment

victoriaseras September 24 2012, 12:12:01 UTC
Я не страдаю манией величия, чтобы думать, что Андрей Вячеславович адресовал это мне лично, и очень смутно представляю, каково точное значение слова кощунник у православных, но вот какая история - выношу на публичное обозрение.

Я отправила А.В. личное послание, в котором поделилась некоторыми своими размышлениями о религиозных вопросах и попросила ответить - разумеется, ответом была бы критика, но мне правда очень интересно и ВАЖНО, что может мне возразить очень умный человек, не разделяющий моих взглядов, потому что размышляю я над такими вопросами давно.
Ни ответа, ни привета, Андрей Вячеславович меня проигнорировал. Довольно не вежливо я считаю. Я бы поняла, если бы он ответил, что типа очень занят, проблемы со временем, даже пусть что ему не интересно со школьницей серьёзные вопросы обсуждать. А так - как будто меня нет...

Поэтому помещаю здесь то, что написала тогда ему - может кто-то заинтересуется или ответит.

Уважаемый Андрей Вячеславович! извините что занимаю Ваше время и внимание! Но Вы очень умно всегда пишете и мне правда интересно Ваше мнение по вопросам над которыми я очень много размышляла.

Вот смотрите.

Вот перед нами немыслимо огромный, потрясающе сложный и не без оснований кажущийся Вам гармоничным и совершенным мир. (На самом деле вовсе не столь уж гармоничный и совершенный: только два из миллиона примеров: 1) атавизмы у живых организмов и рудименты у них же (ну ни зачем не нужен человеку аппендикс (который есть у всех людей) и хвост (с которым очень редко, но люди рождаются); 2) небесные тела берут и сталкиваются иногда; вот влетит хороший астероид в Землю - и зачем тогда всё было - человечество, цивилизация, Ньютон, Пушкин, Кураев?)) Но ладно, гармоничный, пусть. Воображение поражающий. И у Вас вслед за Ньютоном (которому было не стыдно такую чепуху говорить, на которую Вы ссылались: он ведь только первые основы научного мышления закладывал, ещё не было сегодняшнего опыта и уровня понимания, чтобы понять, что бог людьми выдуман, невероятная для того времени интеллектуальная и психологическая смелость требовались, сегодня-то многие не понимают) возникает мысль: ну не мог такой мир сам возникнуть и существовать, кто-то его задумал и создал - назовём этого "кого-то" "бог".

Что ж, попытаюсь вам с сэром Исааком поверить. Но тогда -

Вот передо мной ещё более грандиозное, сложное и совершенное, чем наша вселенная, явление - этот самый "бог". И откуда же он такой взялся? Ведь раз он ЕЩЁ сложнее (а сложнее, поскольку и мир ИМ создан, и, в отличие от мира, ПРИНЦИПИАЛЬНО непостижим во многом), значит, тем более не мог появиться сам, кем-то значит он придуман и создан? Вот Вам не достаточно признания, что мир возник и существует без чьей-то "надмирной" цели и замысла, просто - существует и всё, не сотворён НИКЕМ ЛИЧНОСТНЫМ. Тогда почему должно быть достаточно голословного заявления, что а вот "творец" мира (он кстати мир создал как часть себя? ведь в противном случае и он, и сотворённый им мир существуют "ещё где-то", в чём-то более масштабном! - где же?) существует сам по себе, никем не задуманный и не созданный? а если мы не ответим на вопрос "откуда взялся бог?" - наш ответ на вопрос "откуда взялся мир?" мнимый, ничего мы тогда, введя понятие бога, в вопросе о причине и источнике существования мира не объяснили?

Это первый мой вопрос. А вот второй.

Reply

vsevidyacheeoko September 24 2012, 12:18:26 UTC
значит, тем более не мог появиться сам, кем-то значит он придуман и создан?

Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать “беспричинная причина”, первопричина всего последующего. Это и есть Бог.

Reply

victoriaseras September 24 2012, 18:16:17 UTC
Причина не существует вне какого-либо объекта (явления). И бог - не просто причина, это НЕЧТО или скорее НЕКТО, действующий сознательно. И если его ни в чём не проявляющее себя существование можно допустить без причины - почему существование мира, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО себя в наших ощущениях, нельзя допустить без причины?
И не стоит путать отдельные явления (у которых обязательно есть причина) и весь мир, В КОТОРОМ существуют причинно-следственные связи. Он ведь не находится как частное явление в неком "супермире", чтобы у него обязательно тоже была причина.
И кстати ни из чего не следует возможность существования "первопричины" в принципе. Иначе найдите критерий, в соответствии с которым мы должны остановиться в поиске "предыдущей причины" вот именно ЗДЕСЬ, где Вам хочется.

Reply

barymoor September 25 2012, 19:47:53 UTC
Конечно, жаль, что о. Андрей Вам не ответил. Он, будучи человеком философски образованным, мог бы сделать это аргументированно и со ссылкой на авторитетов. Но лучше его простить, поскольку всей интернет-аудитории отвечать в письменной форме он явно не в состоянии. Как вариант, можно попробовать попасть к нему на какую-нибудь лекцию и уж там допросить обо всем с пристрастием...
Что мне думается по обсуждаемому вопросу. Существование мира вполне можно допустить без причины, но многим это допущение не нравится. Почему? Потому что в том мире, что мы видим вокруг себя слишком много признаков разумного устройства. Сам по себе мир разумом не обладает, его развитие можно было бы объяснять только серией удачных обстоятельств, и многие в этом усматривают противоречие (даже после презентации теории Дарвина). Говоря иначе, мир обладает признаками творения, а если это творение, то должен быть разумный Творец. Логика такова.
По поводу критерия в поиске первопричины. Предположим, что наш мир создан некой сущностью, которая сама создана другой сущностью и т.д. Помыслить себе бесконечную цепочку созданий невозможно. Именно отсюда и следует необходимость существования первопричины. В поиске первопричины мы останавливаемся не где-то посередине, а именно на той Сущности, которая возглавляет цепочку. Именно ее мы назовем Богом. А далее становится понятно, что промежуточные сущности в-общем-то не нужны для построения непротиворечивой теории, и, пользуясь принципом, который многие называют "бритва Оккама", можно благополучно исключить их из рассмотрения. Т.е. далее мы будем говорить просто о Творце и о Творении, без каких-либо промежуточных творцов.
По поводу того, что Бог более сложен, чем его творение. Поправьте меня, если ошибаюсь, но, по-моему, авторитеты настаивают на том, что Бог прост - представляет из себя чистый разум, чистую красоту, чистую любовь, в отличие от нашего мира, где все перемешано. Так же казалось, если не ошибаюсь, античным философам типа Парменида -- что Бог есть что-то большое и совершенное, как шар, не заключающее в себе никакой множественности. Я бы не стал акцентировать внимание именно на понятии "сложность", но сказал бы, что Божественный разум -- это иное, чем то, к чему мы привыкли. Для его существования не требуется чего-то более масштабного, не требуется головы с мозговыми извилинами, не требуется даже трех (или сколько-то там) измерений. Т.е. для существования того Божественного разума, который мы назвали первопричиной, не требуется ничего тварного. Достаточно просто констатировать его существование, и все. А к вопросу о том, каким образом устроено существование Творения - здесь можно немного пофантазировать. Но идея о том, что оно существует внутри Бога, мне кажется вполне разумной (и, опять же, многие уже об этом писали за последние 4000 лет).
Далее (в следующем посте) Вы спрашиваете о свойствах Бога, о том, с чего все взяли, что он именно хороший, а не плохой, почему он может как-то взаимодействовать с миром (кстати, чтобы взаимодействовать с миром вовсе не обязательно быть частью этого мира, как Вы утверждали), почему он познаваем и т.д. Понятно, что ответы на эти вопросы лежат уже не в области чисто теоретических построений, а содержатся в копилке знаний, накопленных человечеством. Сюда относятся и Божественные откровения, дошедшие до нас в виде Священного Писания, и опыт жизни Святых. Каждый волен соотносить свое собственное мироощущение с тем, что он узнает из этих источников и, либо принимать, либо нет.

Reply

vlasove September 25 2012, 04:05:13 UTC
Я бы тоже отвечать не стал. Потому как на большинство вопросов вы даже не потрудились найти ответы самостоятельно.
Аппендикс не атавизм - уже было множество статей что помогает в формировании иммунной системы

Reply

nataliszvil September 25 2012, 05:38:47 UTC
Я бы посоветовала Вам почитать Игнатия Брянчанинова. У него семь томов, но в одном из них есть о Боге. Какую Субстанцию Бог из себя представляет и т.д. Просто так Вам никто не сможет ответить и убедить. И знания о Нем человеку даются по мере этого человека подготовки к их получению. Надо читать и другого пути нет.

Reply

tonkiy_hot October 1 2012, 10:38:51 UTC
"HEY, TEACHER! DID NOT KIDS ALONE!... (Pink Floyd, "The WALL")"

Reply

victoriaseras October 1 2012, 11:36:29 UTC
там вообще-то "leave those kids alone") и teachers здесь как раз Андрей Вячеславович и его поклонники)

Reply

tonkiy_hot October 1 2012, 13:08:41 UTC
foolish mistake

Reply

tonkiy_hot October 1 2012, 13:19:14 UTC
Foolish mistake

Reply


Leave a comment

Up