Сегодня, в день памяти Антония Римлянина, впору вспомнить чудный монастырь, основанный им в Новгороде.
Согласно житию, Антоний приплыл в Новгород на камне. Камень остановился у волховского берега близ Новгорода в день рождества Богородицы (8 сентября по новому стилю), поэтому главный храм основанного монастыря посвящён был этому празднику. Собору Рождества Богородицы через пару лет стукнет 900 лет. Весьма почтенный возраст.
Ворота с южной стороны монастыря.
На старой фотографии видно, что над воротами была колокольня. Увы, утрачена. Как спел Галич, "И это уже не татары, похуже Мамая - свои".
Из арки ворот вид на храмы монастыря.
Тот, что поближе - Сретенский, храм действующий. Он помоложе, XVI века.
Братские корпуса.
Сретенская церковь и ворота со стороны монастыря
А вот и самый древний храм - Рождества Богородицы.
Он оброс по периметру более поздними пристройками, старая роспись оказалась под слоем новых - XIX века - записей.
Начало строительства собора - 1117 год. В голове эти цифры не очень укладываются. Скажем, для Дмитрия Донского с его Куликовым полем это время было таким же далёким, как для нас - правление царицы Елизаветы Петровны.
Каменная кладка в одной из восьмигранных колонн собора.
Часть старинных росписей расчищена. Фрагменты фресок XII века.
Фрески XIX века.
Старая кладка в алтарной части собора.
Ниша в колонне со стороны алтаря.
Ниши, арки, двери, фрески
Фрагмент южной колонны, отделяющей алтарь от корабля. Справа - алтарная часть с остатками древних росписей, справа росписи более поздние.
Алтарная часть собора.
Собор поражает своей атмосферой. Древние камни, древние плиты. Девятисотлетние фрески, в которых различимы мазки кисти мастеров, отделённых от нас такой страшной толщей лет, что практически невозможно себе представить. Но вот видишь, как чуть дрогнула рука богомаза, ведя линию, как нажим кисти вдруг разделил сплошной мазок цвета на несколько неравномерных там, где слегка разошлась щетина кисти, как заканчивается к концу линии краска на кисти.
Для нас Александр Невский и Дмитрий Донской неразличимы по времени, почти современники: борода, шлем, кольчуга, пыль веков, а между ними почти полторы сотни лет. А эти стены к их временам уже стояли столетия, и поколения новгородцев приходили сюда в поисках благодати.