Моя история

Mar 01, 2023 13:09


До 27 декабря 2020 года я считал себя вполне здоровым человеком. Вес чуть больше центнера при росте 1.86м, черный пояс по айкидо, тренировки два-три раза в неделю, давление в норме, умеренность в отношении алкоголя и никаких явных симптомов хронических заболеваний; курение особо мне не мешало, болел очень и очень редко, а свою не очень хорошую выносливость я всегда списывал на потерянную еще в детском саду из-за травмы селезенку. В таком благостном состоянии относительно своего здоровья я приближался к полтиннику. Познания мои в медицине ограничивались на тот момент элементарной спортивной травматологией, не более, а с ОМС я последний раз сталкивался лет 25 назад. Где-то на подсознательном уровне свербила мысль о вероятности диабета в связи с семейной историей по материнской линии, но эта мысль так и не сподвигла меня пройти элементарнейший диспансерный осмотр...



Утром 28-го я проснулся со странными ощущениями в левой ноге ниже колена - лодыжку словно связало ремнями, проявилась болезненная чувствительность на стопе, ниже колена наблюдался легкий отек, стал прихрамывать. Поехал в платную клинику - сдал веер анализов, сходил на УЗИ нижних конечностей, к хирургу и эндокринологу. Эндокринолог, аж целый кандидат наук, отмела мои подозрения в диабете, измерив сахар модным оптическим датчиком, который показал 4.2 ммоль/л. УЗИ и хирург сошлись на вероятном возникновении тромбоза по разности артериального давления на щиколотке и снижению скорости кровотока в артериях левой голени, но тромб не локализовали. В итоге, почти за 30 тысяч рублей я получил прекрасный совет - попить разжижающих, и, если станет хуже, вызывать скорую. 30-го с утра я этим советом и воспользовался, так как ситуация не изменилась.



11-й этаж 7-й больницы

В приемном покое Юдинской больницы практикантка на УЗИ за пару минут нашла тромб в подколенной артерии, требующий оперативного вмешательства, и я отправился в палату на сутки под капельницы. Это был лучший Новый год в моей жизни - никакого новогоднего психоза и суеты. 01.01.2021 меня прооперировали, удалив тромб, и казалось, что удалось легко отделаться...



Однако стопа постепенно опухала, наступать было больно, ощущение скованности не проходило, чувствительность на коже с половины голени куда-то исчезла, хоть ножик втыкай. Лечащий врач терялся в догадках, обвиняя меня чуть ли не в симуляции. Томография показывала существенное улучшение кровотока в стопе по основному стволу, а частичные перекрытия боковых и тыльных артерий врач относил к отсутствию нагрузки на ногу и отечности. Болевые ощущения и скованность были списаны как следствие недостатка кровоснабжения, а метод лечения был предложен, как 5 километров пешком в день. На 10-й день пребывания меня таки выпихнули на костылях домой.

Провалявшись почти три недели дома в кровати, вызвал хирурга из районной поликлиники. Шов на ноге слегка подтекал, наступать на ногу было все так же больно. Тот, едва взглянув на шов, изрек - да у тебя диабет, братец! А... что... какой диабет, доктор? Такой. В больничной выписке в разделе взятых у меня анализов, как оказалось, сахар натощак плавал от 8.7 до 15.2 ммоль/л при условии, что ел я там довольно мало. Зачем в больнице брали эти анализы, если лечащий врач так и не соизволил в них заглянуть, мне неизвестно. И тут я вспомнил про анализы, которые сдавал в платной клинике перед Новым годом, так и не забрав их. Позвонил. Гликированный гемоглобин 11.9%, глюкоза натощак - 18 ммоль/л, витамин D - 8 нг/мл. Приплыли. Заказал глюкометр. Из поликлиники пришла эндокринолог, утешив меня, что с диабетом можно жить и прописала диабетон. Ну, диабетон, так диабетон.

Диабетон нехотя опустил утреннюю глюкозу на 12-14 с 20 ммоль/л, показав, что он практически не работает. Лечащий эндокринолог среагировала мгновенно, снабдив меня шприц-ручкой базального инсулина «на попробовать» и детальной инструкцией по его применению. Длинный инсулин, конечно же сработал. Сахар утром упал уже до 9-10 ммоль/л, но стоило поесть, как опять - двадцать пять.

Тут до меня наконец-то дошло, что нужно разбираться самому и я с головой нырнул в интернет, ведь мои познания об этом заболевании ограничивались анекдотом про еврея и суточный анализ мочи, в которой нашли сахар. Начитавшись за пару часов про чудодейственные рецепты народной медицины, силу сахароснижающих молитв и что инсулин - это наркотик, скачал классические учебники анатомии, общей физиологии и эндокринологии, нашел официальные алгоритмы лечения сахарного диабета Минздрава РФ, лекции наших профессоров об углеводном обмене и лечении диабета, погрузившись в интереснейший мир классической доказательной медицины...

Примерно неделя у меня ушла на обретение самого поверхностного понимания патофизиологии диабета, методов и возможностей его лечения, диетических стратегий, а уж на страшилки про осложнения диабета насмотрелся до ночных кошмаров. С ужасом я понял, что моему диабету уже довольно много лет и он близок к своей терминальной фазе. Еще более неприятным было ощущение, что эта терминальная фаза наступает неотвратимо вне зависимости от лечения и с диабетом придется смириться. Тут же закрутил гайки с диетой, исключив всё, что хоть как-то напоминало быстроусваиваемые и рафинированные углеводы, срезал общую калорийность, прописал сам себе в дополнение к инсулину еще и метформин. Результат не заставил себя ждать - сахар буквально за день пришел к вполне приличным значениям. Подтекающий шов на ноге стянулся за три дня.

Однако, по прошествии месяца с момента постановки диагноза, меня настигла новая идея моего лечащего эндокринолога - инсулин отменям, пьем ингибиторы натрий-глюкозных котранспортеров 2-го типа, а метформин мне вроде бы и не нужен. Я уже кое-что начинал понимать в медикаментозной терапии диабета и в официальных алгоритмах его лечения, поэтому почти не спорил, а с радостью воспользовался этим предложением, так как препарат дорогой и гораздо лучше получать его по ОМС, да и инсулина на пару недель еще оставалось... Правда, потом пришлось скакать на костылях к терапевту, уговаривать ее снова выдать направление к эндокринологу, но не в свою поликлинику, а без указания конкретного врача. Выбрал по району самого молоденького доктора, на приеме обаятельно наплел, что без инсулина помираю, сахар улетает в космос, и получил в итоге все три препарата в терапию.

Сахар налаживался, но жить на инсулине и таблетках мне совершенно не улыбалась. В какой-то из лекций промелькнуло волшебное слово «ремиссия» и краткий рассказ о некоем исследовании DiRECT, которое показало, что гипокалорийная диета и связанная с этим существенная потеря веса нормализуют глюкозный обмен, позволяют избавиться от сахароснижающих препаратов и, как минимум, существенно снизить скорость развития осложнений диабета.

Неужели «неизлечимый» сахарный диабет 2 типа можно развернуть вспять?  В российских алгоритмах лечения диабета второго типа ремиссия СД2 связывается исключительно с бариатрической хирургией, и иных способов выйти на нее не упоминается. Более того, я не слышал ни от одного эндокринолога о такой возможности. В журнале «Сахарный диабет», издаваемым российской ассоциацией эндокринологов с 1998 года, т.е. в нашем центральном официальном научно-практическом издании, слово «ремиссия» применительно к СД2 так же упоминается в контексте проведения бариатрических операций и лишь одна (!) обзорная статья с момента начала выхода этого издания, причем опубликованная на английском языке (!), призывает обратить внимание на нехирургические методы ремиссии диабета второго типа. Стало понятно, что пора обращаться к достижениям мировой эндокринологии - алгоритмам лечения СД2 американской и европейской диабетических ассоциаций, национальной медицинской библиотеке США и PubMed.

Нога к лету болела уже меньше, хоть и не позволяя полностью переносить на нее вес, но давая возможность хотя бы опираться. Это позволило наконец-то нагружать себя, выползая на час «скандинавской ходьбы» на костылях вокруг дома. Дальше все шло по нарастающей, гликированный закрепился на уровне 5.4%, подтверждая ежедневный мониторинг, который показывал сахара здорового человека. Через какое-то время добавил небольшие силовые нагрузки на верхнюю часть тела. Вылезла скрытая ишемия - по ОМС получил стент в заросшую холестерином переднюю нисходящую коронарную артерию, пока неврологи и сосудистые хирурги все еще терялись в догадках, что же у меня с ногой.

Только через год при переоформлении инвалидности, сотрудник МСЭ заставила поликлинику отправить меня туда, где я должен был бы оказаться сразу после операции по удалению тромба - в отделение диабетической стопы. Все мгновенно прояснилось. Оказывается, когда тромб перекрыл кровоснабжение, то на низком витамине D и высоченном сахаре из костей стопы потек кальций и я ее всю переломал собственным весом. Стопа Шарко называется. Рентген показал с десяток более-менее нормально сросшихся переломов, а МРТ - отек костного мозга, который убрали, одев ногу на полгода в гипс. Если бы я после операции не лежал пластом, не накачался бы витаминами и быстро не сбросил сахар, то дело могло легко закончиться ампутацией. Повезло.

Не буду более утомлять читателя описаниями своих болячек, а приведу простой сводный график гликированного гемоглобина, медикаментозной терапии, веса и времени, уделяемого физическим нагрузкам:



Да, вы не ошиблись - диабету было нанесено критическое поражение лежа в кровати исключительно терапией и диетой. В месяц с меня сходило около 5-7 килограмм веса, нога понемногу оживала. К лету дозировки инсулина скрутились до нуля, сахар после еды не поднимался выше 9-10 ммоль/л. Настало время менять терапию. Выбирать особо было не из чего - логично напрашивалась комбинация метформина с иДПП-4 (ингибиторы дипептидилпептидазы 4 типа), с чем мой лечащий эндокринолог и согласилась. С точки зрения контроля сахаров смена терапии никак не повлияла - в течение 6 месяцев и метформин постепенно сошел на нет, а иДПП-4 я пил еще год в слабой надежде, что этот препарат как-то влияет на восстановление функций поджелудочной железы. Но и его последующая отмена никак не отразилась в анализах.

По факту, мой запущенный диабет с множественными осложнениями был вылечен за первые 6 месяцев после постановки диагноза, когда грамотной медикаментозной терапией сахара были нормализованы, а на жестко контролируемой диете ушел лишний вес. В итоге, слишком поздно выявленный диабет стоил мне атеросклероза, тромба, полинейропатии нижних конечностей, скрытой ишемии, стопы Шарко и третьей группы инвалидности. Глаза уцелели, хотя небольшие признаки диабетического поражения капиллярной сети сетчатки прослеживаются; почки, слава Богу, тоже почти выдержали.

А теперь, давайте попробуем сделать выводы из этой душещипательной истории... 

книга

Previous post Next post
Up