Одной пензенской студентке задали подготовить реферат. А препод - зверь такой - заставлял писать их от руки. Ну типа: понятно, что вы все из интернета сдираете, ну а так пока будешь переписывать - хоть что-то запомнишь.
Но вот незадача - на компе слетела кодировка, а эта старательная девочка с красивым почерком этого не заметила. Более того, ей и в голову не пришло, что эти странные буковки в формулах они не проходили ни в школе, ни в институте. Что, на мой взгляд, демонстрирует не только абсолютное нешаренье в предмете, но и отсутствие элементарного здравого смысла. Она аккуратно скопировала все эти заковыристые аксаны и умляуты и понесла своё творение сдавать.
Потрясённый препод выложил это руническое письмо в Фейсбук, что вызвало скандал.
Самое забавное, что народ бросился обсуждать не то, что же творится в головах наших будущих экономистов, а вопросы профессиональной преподавательской этики: имеют ли право требовать сдавать реферат в рукописной форме?
А некий доцент факультета философии НИУ ВШЭ (!) даже отозвался так:
«Давайте, больше восторгов по поводу совка в образовании. Студентка, которая переписала даме формулы с испорченной кодировкой, все правильно сделала. Считают это арт-проектом: какие задания, такие и рефераты».
Ну что ж, друзья, давно пора признать, что появление Глобальной сети нанесло удар не только по тиражам книг-журналов, но и по образованию. Если лет десять назад препод ещё мог худо-бедно отследить плагиат, то сейчас это сделать уже почти невозможно. Вот и приходится выдумывать такие ухищрения типа рукописей или устной защиты. Но это касается только тех, кто болеет душой за свой предмет. А сколько тех, кто опустил руки и не глядя визирует «Сдано»?
В результате обучение вырождается в эдакий фарс: одни делают вид, что самостоятельно готовят рефераты, курсовики, дипломы, а другие делают вид, что им верят. Потому что проверять, выискивать, докапываться - это не у каждого хватит времени, нервов. Да и желания всё меньше. Выдумывать новые полицейские меры, устраивать расследования и поисковые экспедиции в цифровые джунгли? А зачем? Зачем эта борьба за знания, если самим студентам эти знания не нужны? Если цель это галочка, плюсик, зачет, а в конечном итоге - заветные корочки.
А ведь без диплома сейчас никуда. Посмотрите: практически для любой «офисной» должности стоит требование - В/О. Зачем, скажите, высшее образование торговому агенту, секретарше или какому-нибудь менеджеру по тимбилдингу? Просто для общего развития что ли? 3/4 нашего бизнес-планктона может приступать к полноценной работе уже по окончании трехмесячных курсов, не надо тратить 5-6 лет. Многие это понимают. Поэтому для них что сопромат, что философия, что схемотехника, что начертательная геометрия - пустая трата времени, квест, который надо пройти без потерь. А если есть возможность использовать «чит-мод» - то почему бы нет? Поэтому скачиваем, списываем, копируем, сдираем…
Я вот что думаю. Может нам стоит перестать относиться к образованию как к чему-то сакральному, обязательному? К институту как к месту, которое даёт «путёвку в жизнь» (да и ещё при этом позволяет откосить от армии и несколько лет потусоваться в молодёжной компании за родительский счёт)? К старшим классам школы, как трамплину в «большую науку», а не как к месту, где обучали бы навыкам повседневной жизни, конкретной специальности, а не абстракциям, вроде «химической валентности» или «образу лишнего человека». Если молодой человек искренне считает, что это ему не понадобится, если он просто лентяй, если ему это не дано - может быть и не надо его мучить? Нужно ли нам столько таких «специалистов с высшим образованием»? Не для «статистики по развитым странам», а на самом деле? Может быть лучше пусть в 15-16 лет он идёт работать?
А если потом, уже осознанно, он решит, что для продвижения в карьере ему действительно необходимы знания (не корочки, а именно знания), то всегда есть возможность пойти на вечерний. И - учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин, а не заниматься обманом себя и учителей.