Как известно, не так давно питерский Военно-морской музей переехал из здания Биржи в Крюковские казармы. Решили с сыном туда прогуляться, посмотреть на новую экспозицию и сравнить, что изменилось.
Бывший внутренний двор теперь перекрыт стеклянной крышей и превращён в атриум. Он в свою очередь разделён на три неравных части - две галереи по бокам и большой зал в середине. У входа посетителей встречает сам основатель российского флота. Кстати, я считаю эту скульптуру Антокольского самым удачным изображением Петра - недаром копии памятника стоят по всей России от Архангельска до Таганрога.
При входе я как честный бюргер купил билет на фотосъёмку. Но, как оказалось, зря - за всё время у меня его ни разу не спросили. Все щёлкают совершенно свободно. Я бы вообще законодательно запретил эти поборы - я же не в коммерческих целях снимаю, а для себя. Причём обычно чем меньше музей, чем больше шансов на платные допуслуги. В Эрмитаже, например, на кассе вообще даже не упоминается отдельная оплата съёмки!
В левой галерее коллекция старинных пушек и маринистической живописи. Вначале такая расстановка пушек - когда их жерла упираются в стену - показалась странной.
Но потом дошло, что посетителю предлагается вид как бы из пушечного порта.
Люблю рассматривать литьё на стволах.
А вот две картины, которые меня удивили.
То, что рядовые канониры спали на орудийной палубе рядом со своими пушками, это я слыхал. Но кто мог жить тут? Я не особо силён в судовой роли того времени. Например, командир орудия сейчас это сержантская должность. А тогда кто ему соответствовал - бомбардир, фейверкёр? Артиллерийский кондуктор это уже унтер-офицер и, скорее всего, командовал плутонгом (взводом по-нынешнему).
Но тут явно обстановка представителя «благородного сословия», в углу висит кортик и шинель с погонами. Значит кто-то не меньше мичмана. Но почему тогда у него в каюте стоит личный «ствол» и где спит рядовая обслуга этого орудия? Да и, в конце концов, какой резон жить офицеру в обнимку с пушкой? Я представляю, на что становится похож его элегантный интерьер после пары выстрелов, не говоря уже о хорошем бое: всё в пороховом дыму, кресло откатом разнесло в щепки, ковёр прожжён, чернила на бюро пролиты, повсюду летают листочки со стихами!
В здании Биржи зал с моделями парусников был центральным и самым большим. Здесь всё так же, только стало попросторнее.
На стенах так же висят носовые фигуры. Разница только в том, что раньше они были подписаны - что с какого корабля, а теперь я что-то табличек не увидел.
Какой красавец - а? Весьма колоритный казак!
А вот фантазия на тему «Россия молодая», вид с монгольфьера. Современный художник, фамилию не запомнил. Красивая картина: простор, воздух, весеннее настроение. Стою, рассматриваю детали и вдруг задаюсь вопросом: «А почему, собственно в крепости два собора?» Кроме Петропавловского ещё какая-то церквуха изображена у Петровских ворот.
А сей артефакт не что иное, как личное кресло Петра Алексеевича, сидя на котором Государь принимал в Адмиралтействе доклады чиновников. Страшноватая вещица. Не очень гармонируют резные ножки в стиле Людовика XIV и подлокотники - некрореализм а-ля Шемякин. Я бы в таком сидеть не стал - неприятно как-то деревянные пальцы под своими ощущать. А ещё эта красная спинка с загнутым как колпак подголовником! У меня сразу возникла ассоциация с отдыхающим палачом. Хотя, как знать - может Пётр как раз этого эффекта и добивался :)
В левой галерее выставлен ряд орудий начала XX века, а поднявшись по лестницу, попадаешь в экспозицию времён Русско-японской войны.
В этих залах, как и в следующих, посвящённых 1-й и 2-й мировым снимать было практически невозможно, потому что все экспонаты были в стеклянных витринах, а из окон било солнце.
Из современных штучек. Компания «Транзас» известна своими навигационными тренажёрами.
Periskop пару месяцев назад описывал свой опыт полёта на авиасимуляторе - возможно тоже их производства. А в Военморе на площадке у лекционного зала стоит тренажёр для судоводителей. На воде, понятно, динамика не такая, как в воздухе, но было бы прикольно привести своё виртуальное судно из Кронштадта к причальной стенке Большого порта!
Однако, судя по заброшенному виду, система то ли не работает, то ли ещё не подключена.
Интересно сравнить старые и новые «интерфейсы».
Я так понимаю, что единого стандарта на набор команд машинного телеграфа не было. Например, почему в данном случае отсутствуют «самый полный» и «самый малый» вперёд-назад? На некоторых моделях, что я нагуглил, один или оба «товсь» отсутствует или же вместо него стоит указатель «работа прекращена» (чем это отличается от «Стоп»?). В англоязычной терминологии тоже есть некоторый разлад ("Standby" и "Finished with engines" вместо "Dead slow") - отчего это зависит?
Ниже поставил две картинки из сети для иллюстрации.
Вообще говоря, отдельная небольшая экспозиция, где была бы собрана коллекция машинных телеграфов разных времён, типов, дизайнов, механических реализаций была бы в подобном музее весьма кстати. Это устройство, наряду со штурвалом - своего рода символ судовождения, и кроме того, очень стильная вещь.
Подводя итог, имею сказать, что я ожидал от экспозиции большего. Обычно музеи всегда плачутся, что из-за отсутствия площадей они вынуждены выставлять только жалкие крохи своих богатств. Поэтому после переезда можно было рассчитывать увидеть массу всего, что раньше пылилось в запасниках. Но по факту оказалось, что новых экспонатов крайне мало.
Да, конечно, стало просторнее, появились променады и смотровые площадки, широкие лестницы и фойе. Однако в залах XX века по-прежнему тесновато, некоторые стеклянные «аквариумы» с моделями даже не удаётся рассмотреть со всех сторон. Не появилось никакой «интерактивности», для которой в военно-морской теме - поле непаханое.
Короче так: что-то в музее стало лучше, что-то не изменилось. Но заметно хуже вроде бы ничего не стало. А в наше время это уже немало.