У синего берега Марны
Сквозь дымку стоячей воды
Ведет меня гладью пространной
Тотчас заметая следы
Далекое мрачное небо.
И вихрь, и темень не спят,
Поодаль блуждая наверно,
Как брошенный исподволь взгляд.
Но тихо…
Не слышно ни звука.
Похоже и дом тот пустой.
Ему ожидания мука
Зачтется наградой простой:
Ветшая и старясь у гроба,
Рассохшись от лет проскрипит
Хвалебную Господу Богу
За то, что его он хранит.
(1998)
Поль Сезанн. Берега Марны.
«Проникнув в мастерскую в Жа де Буффане, Амбруаз Воллар увидел - значит, не выдумки! - полотна, исколотые ударами шпателя. Против мастерской на ветке вишневого дерева покачивался натюрморт, который Сезанн в приступе отчаяния швырнул за окно… Гуляя с сыном и Волларом по парку в Жа, художник вдруг заметил полотно… «Сынок,- говорит Сезанн,- надо отцепить «Яблоки». Я еще поработаю над этим этюдом».
«Этот Доминик (речь идет об Энгре) чертовски сильный мастер,- цедит сквозь зубы Сезанн; затем положив мазок и отойдя немного назад, чтобы лучше рассмотреть получившийся эффект, добавляет: - Но от него тошнит».
«Когда же Байль спрашивает, какие произведения живописи он предпочитает, Сезанн со смирением и в то же время с гордостью говорит, что всем другим предпочел бы собственные полотна, если бы ему удалось выразить то, что он ищет». (Анри Перрюшо)