Из дискуссии на Философском штурме (
10 марта, 2009 - 15:32 ) :
"Однако, скажем,
существует диалектическая логика, которая никак не стыкуется с обыденно-традиционной" (Александр Болдачев
http://philosophystorm.org/node/1190 ).
В смысле, все попытки Александра согласовать обыденную, традиционную логику с логикой диалектической
(
Read more... )
Третье согласование обыденно-традиционной логики и диалектической логики - по субъекту рассуждения. В традиционной логике под субъектом рассуждения подразумевается идеализированный человек, не делающий ошибок в рассуждениях, отдающий полный отчет о правилах, по которым он рассуждает, и неукоснительно их выполняющий. Способный отграничивать осмысленное от бессмысленного и осуществляющий такое отграничение.
А также способный правильно приписывать истинные и ложные значения суждениям. В состоянии безукоризненно различать и отождествлять объекты мысли. Различать то, о чём говорится, и те языковые средства, которые применяются в рассуждении. Владеющий бесконечной памятью относительно множества предложений в любом наборе парадигм исторически развивающейся теории того или иного объекта познания [см. Б.В. Бирюков. Кибернетика и методология науки (1974)]. Поскольку в традиционной логике всякий рассуждающий ориентируется на такого идеального человека, то будучи всеобщим, субъект рассуждения выносится за скобки числителя и знаменателя высказываний и сокращается наподобие сократимой дроби в арифметике.
В диалектической логике, ради удержания противоречия в числителе и знаменателе высказывания, субъект высказывания не сокращается, а, напротив, вводится, чтобы различить утверждающего и отрицающего об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же смысле и отношении.
Reply
Leave a comment