Что означает слово логика? (вариант 1)

Feb 20, 2006 00:04

 
Чтобы хоть как-то продвинуться с mp_grachev в решении вопроса - существует ли диалектическая логика? - я предложил начать с самого начала: определиться, что означает слово "логика" (что является логичным, а что нет, скажем), в каком значении мы его будем употреблять и т.д. И начать буквально с Толкового словаря (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова), что я и делаю ( ( Read more... )

romantaran, wklim, dial_issl

Leave a comment

Логика по Гуссерлю, 1ЛИ (как "не продукт" психологии) alisarin February 21 2006, 07:38:49 UTC
Михаил, вилдишь ли, я и намекал этой своей репликой на свою же позицию о предмете логики. На мой взгляд предмет логики шире предмета науки о суждении, хотя в утилитарном смысле она практически равна науке о суждении.

Смотри: рассмотрим проблему "истинности суждения". Что в функциональном плане мы получаем в том случае, если "суждение истинно"? Чтобы не говорить словами голой теории обратимся к примеру. Имеем истинное суждение "кирпич тяжелый". Что в функциональном плане означает для нас факт истинности этого суждения? Именно возможность взаимозаменимости - как непосредственно опыт с оперированием кирпичом, так и обращение к где-то хранящемуся суждению, отмеченному как "истинное" равноценны в смысле обретения конкретной информации.

Таким образом условие "истинности" представляет собой одно из рядоположенных условий мира, благодаря которому мы прямой метод познания мира заменяем на косвенный. Данный факт говорит о присущности логики широкой области отношений мира ... но, поскольку мы не можем мыслить логику не первичной, то рядоположенность ее принципов, действующих на уровне суждений, среди других, исходных для уровня суждений принципов, вынуждает нас всегда расширять логику "вглубь" от уровня суждений.

Второй аспект этой же темы связан с зависимостью связи "логика - суждения" от "решения основного вопроса философии". Если мы понимаем сферу суждения сферой изолированного особенного, то, фактически, мы объявляем сознание отделенным от мира и решаем "основной вопрос философии" идеалистически. Если же мы включаем операцию вынесения суждения в число прочих условий нормативных построений мира, то "основной вопрос философии" мы решаем иначе.

Попытаюсь пояснить это положение на примере включенности нормативного условия в присущие миру положения. Например, ряд ситуаций мира содержит норматив "равновесия" - в физике "равновесие жидкости и насыщенного пара", в химии "равновесное состояние течения реакции", в биологии "равновесие численности хищника и жертвы", примеры можно продолжить. Неужели конкретный исследователь каждый раз открывает независимый норматив "равновесия", присущий отдельно физике, химии. биологии?

А если норматив "равновесия" выделен из предметных областей и не зависим от предметного содержания, то и он, и несколько подобных нормативных условий образуют нормативную область нормативов действительсности, тех, которые мы обнаруживаем в действительности, а не произвольно присваеваем нашим моделям, и которые ... мы ни к чему не относим. Мне кажется, что такую сферу "естественно присущих действительности" нормативов и следует изучать логике.

Reply

mp_gratchev February 21 2006, 08:44:42 UTC

> Имеем истинное суждение "кирпич тяжелый".

"Кирпич тяжелый" - это не суждение, а оценка. Другой скажет: "Кирпич легкий", и тоже будет прав.

Reply

alisarin February 21 2006, 09:00:04 UTC
Но в данном контексте это критично?

Reply

mp_gratchev February 21 2006, 10:54:59 UTC

Не критично. Только разве мог я упустить упавшую в подарок возможность дополнительно подчеркнуть разницу между двумя формами мысли - суждением и оценкой.

Reply


Leave a comment

Up