Введение И.С. Нарским термина 'противоречие-антиномия'

Nov 02, 2008 05:09

(Из новинок оцифрованных изданий литературы по диалектической логике 'Библиотеки sovphil' )

"Под противоречиями-антиномиями подразумеваются складывающиеся в процессе познания ситуации, в которых диалектические противоречия познаваемого объекта обнаруживают себя как «столкновения» двух суждений, друг друга взаимоотрицающих

...в случае антиномий- ( Read more... )

Нарский И.С., рассудка диалектика, противоречие-антиномия, диалектической логики ипостаси

Leave a comment

Сцилла и Харибда противоречия в самой ДЛогике mp_gratchev January 29 2009, 22:35:09 UTC

Сцилла и Харибда противоречия самой 'диалектической логики': не разорвать отношение с формальной логикой и не отойти от диалектики (С.28). Чтобы разрешить данную коллизию, требуется ввести диалектическую логику разума в пределы рассудка. Рассмотреть движение мысли как развивающийся диалектический процесс взаимодействия рассудочных утверждений в интер- и интрасубъектном рассуждении.И.С. Нарский: Отношение Гегеля к формальной логике, вследствие неодинаковой трактовки им роли рассудка в познании, далеко не отличалось монолитностью*. В зависимости от того, как Гегель истолковывает гносеологическую функцию рассудка, автоматически изменяется и его отношение к формальной логике, а значит и к закону непротиворечия. Если рассудок у Гегеля отождествляется с метафизическим методом мышления, то вместе с ним философ предает порицанию и закон непротиворечия: диалектика будто бы преодолевает и отменяет его. Если рассудочное мышление рассматривается как исторически необходимая ступень, снимаемая, но не отменяемая, а развиваемая «на высшем уровне» спекулятивно-диалектическим мышлением, то подлежит снятию и закон непротиворечия, и он, следовательно, в каких-то - у Гегеля неясных - границах может иметь значение для диалектики, например при мышлении о примитивных связях и отношениях. Если же, наконец, рассудок получает полную реабилитацию, связанную с тем, что в самом понятии «снятие» на первый план выдвигается не критика, но сохранение, то Гегелю остается признать, что рассудочное мышление и формальная логика необходимы для диалектики на всем протяжении мыслительной деятельности. Так он и делает, заявляя, что «как в теоретической, так и в практической области нельзя достигнуть твердости и определенности без помощи рассудка»**, ибо самому рассудку присуща «диалектика конечного» (С.30)

_________________
  *) См. сб. «Формальная логика и методология науки». М., 1961, стр. 8-9 и др.
**) Гегель. Сочинения, т. I. M.-Л., 1929, стр. 132, ср. стр. 137.

Макет диалектической логики



© Грачёв М.П. MindMaps-9. Макет диалектической логики (14.05.2008)

Reply


Leave a comment

Up