Философское содержание диалектической логики не составляет проблемы. Обоснованию этого положения, а так же тому, что диалектическая логика есть метод научного познания посвящена вся литература диалектического материализма. В диамате остался неразрешенным лишь третий аспект триединства 'диалектика - теория познания - логика' - это сама логика.
Что собой представляет ДЛ как логика? Участники дискуссии в
Философском штурме подошли к констатации того, что "ДЛ - есть философская теория (т.е. некоторая философская формализация ПО) и одновременно формально-логическая система". Если сюда добавить, что одновременно ДЛ есть 'диалектика' (диалектический метод), то получим результат, который ещё был сформулирован классиком диамата в своих "Философских тетрадях".
actuspurus, 9 декабря, 2007 - 01:55.
ссылка
1. Будем считать, что вопрос с «обоснованием логической необходимости противоречия» выяснили. :))
2. Под «формально-логической теорией» я понимаю теорию по типу ФЛ, т.е. строящуюся полностью формально, безотносительно содержания ее ПО, своего рода как «игру ума». Примеры, таких формально-логических теорий - Логика высказываний, Логика предикатов, модальная логика и т.д. И поэтому дилемма: между философской теорией и формально-логической остается.
Но для продолжения дискуссии давайте условимся, что существует такая ДЛ, которая совмещает в себе требования формально-логической теории и философской теории. Как именно - это вопрос Вашего дальнейшего изложения ДЛ.
3. Вопрос о связи ДЛ и ее ПО важен в том смысле, что ДЛ - философская теория. Как Вы сами писали, ДЛ есть некоторая формализация своей ПО, подобно тому, как конкретная теория науки есть формализация соответствующей ПО. Если вопрос об «обосновании логической необходимости противоречия» снят, то соответственно нет необходимости уточнять механизм этой формализации. Здесь все ясно.
Итак, резюмирую:
1) ДЛ - есть философская теория (т.е. некоторая философская формализация ПО) и одновременно формально-логическая система (некая логическая система, которая может быть изложена безотносительно своего ПО, как «игра ума»).
2) Нет никакого обоснования необходимости ДЛ «снизу» (с позиции ее ПО), кроме того факта, что в ее ПО (т.е. на парадигмальном уровне науки) есть противоречия. Иначе говоря, ДЛ строится «сверху» (с метапозиции) как осуществление некоторой логической возможности - логики противоречия.
ОК. Теперь слово за Вами, нужно перейти к изложению самой ДЛ. :)))
__________________________
Dixi, Actuspurus
boldachev, 9 декабря, 2007 - 02:28.
ссылка
ОК
Только, конечно, хотелось бы уточнить соотношение диалектической логики и философской системы. Этот вопрос косвенно изложен в начале ответа to kroopkin (см.
тут), в котором я рассуждал на тему содержательности самих элементов логики.
Так вот элементами диалектической логики являются философские категории, содержательность которых как таковых и определяет философичность, философское содержание диалектической логики. То есть диалектическая логика содержательна, но не как напрямую соотносящая свои элементы с предметным полем, а опосредовано, через смысловое содержание самих элементов (взятых обособленно).
Там вроде все понятно изложено.
Обзор дискуссии:
actuspurus пишет (А.В. Болдачеву):
"ДЛ - есть философская теория (т.е. некоторая философская формализация ПО) и одновременно формально-логическая система"..."Теперь слово за Вами, нужно перейти к изложению самой ДЛ. :)))"
Как это? В смысле, перейти к изложению самой ДЛ как изложению собственно логики или, всё-таки, к изложению "логика + философская теория"? Это совершенно два разных изложения диалектической логики. Мне представляется, что Булат смягчил здесь свою позицию и уже не требует жестко предьявить содержание диалектической логики как логики и только логики. 'Мягкая' формулировка позволяет утопить диалектическую логику в
'философской теории'. Если же "элементами диалектической логики являются философские категории", то ДЛ сводится к системе философских категорий (опять же, к диалектической логике 'в широком смысле').
Системе философских категорий посвящены многие труды советских исследователей диалектической логики. Только всё в стороне от предмета самой логики как знания о рассуждениях.
Информирую о своем подходе к образу диалектической логики как единству формального, диалогического и монологического аспекта диалектики:
-- kroopkin: Так что Вам может быть нужно "вписаться" со статьей в следующий словарь - что-то вроде Диалоговая Диалектическая Логика - дополнительно к Диалектическая Логика (Монологическая/Гегелевская)...
На логотипе сообщества 'Dialectical Logic' представлены три стилизованные пересекающиеся области. Назову их - А (левая): диалектическая монологика. Пусть это будет та область, которая у вас обозначена как (Монологическая/Гегелевская). Следующая - Б (правая): диалогика. О ней вы говорите: "что-то вроде Диалоговая Диалектическая Логика". Третья область В (верхняя): формальная логика. Все три области А, Б и В на пересечении между собой создают центральную интегрирующую область "DL":
Вклад традиционной формальной логики в структуру DL
1. Основные Формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.
2. Правила (принципы, законы) связи основных форм мысли.
3. Определение логики как знания о рассуждении.
4. Таблицы истинности.
5. Теория аргументации.
Вклад гегелевской спекулятивной (монологической) логики в структуру DL
1. Приведение "окостеневших" основных форм мысли в движение.
2. Теория противоречия (противоречия как источника развития мысли).
3. Категориальная сетка (форма, содержание, сущность, явление, необходимость, случайность и т.д)
4. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
5. Идея начала логической системы.
6. и т.д.
Вклад диалогической логики в структуру DL
1. Введение в структуру логической системы субъекта рассуждений.
2. Субъект рассуждений представляет собой полисубъект.
3. Расширение списочного состава основных форм мысли за счет включения вопросов, оценок, императивов.
4. Совместное использование законов формальной логики и принципов диалектики.
5. Объединение неклассических логик (логика времени, логика вопросов и ответов, логика норм и оценок и др.) в группу логики диалога.
6. В дополнение к линейному развертыванию во времени формально-логического рассуждения моносубъекта (стрела времени) используется ветвящаяся структура свободного перехода от истинностных форм (понятий, суждений, умозаключений) к неистинностным вопросам, оценкам, императивам межсубъектного (ролевого, позиционного, уровневого) взаимодействия бисубъектов (полисубъектов).
7. Реализация в логической структуре принципа: 'истина - процесс'.