Э. Ильенков о мышлении, как предмете логики

Jan 06, 2006 01:09


Вопрос о том, что является предметом логики, уже поднимался так или иначе в сообществе, но нельзя сказать, что по его поводу пришли хоть к какому-то соглашению (конвенции хотя бы). В этой связи я хочу обратить внимание на работу Э. Ильенкова "Материалистическое понимание мышления как предмета логики" (см: Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 212-228. В интеренете: http://caute.net.ru/ilyenkov/texts/dl/08.html ).  Ценность его соображений, особенно в отношении логики диалектической, я думаю не надо доказывать.

Рассматривается этот вопрос (о логике) в контексте становления идеального вообще. Необходимость такого контекста более чем очевидна и очевидно, что здесь нельзя уже ограничиваться в общем верными констатациями, что идеальное - это "образ реального" или "материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Диалектика идеального и реального получается очень интересная, хотя и непростая для понимания. Я же здесь ограничусь по этому поводу лишь констатацией, что по Ильенкову (и, соответственно, в материалистическом понимании) идеальное существует лишь в процессе деятельности общественно-определенного индивида, причем и сам индивид и его деятельность обусловлены не только (и, видимо, не столько) природой, но и историей, человеческой культурой; что идеальное существует в виде постоянно возобновляемого циклического движения: "вещь - дело - слово - дело - вещь" (с. 218)

"... индивиду в его созерцании дан не просто и не прямо внешний мир, каков он есть сам по себе, а лишь в процессе его изменения человеком и что, стало быть, как сам созерцающий человек, так и созерцаемый мир суть продукты истории" (с. 226).

Соответственно формы и категории мышления нельзя рассматривать "как простые абстракции от неисторически понимаемой чувственности" - они связаны с активной деятельностью человека по преобразования природы и себя, являются логическим эквивалентом предметной деятельности. А в чем особенность этой человеческой деятельности?

"В труде (производстве) человек заставляет один предмет природы воздействовать на другой предмет той же природы, сообразно их собственным свойствам и закономерностям существования, и вся «хитрость» его деятельности состоит именно в умении «посредствовать» предмет с предметом" (с. 228).

В таком изменении - сообразно внутренним свойствам и законам (а другое и невозможно) - соответствуют друг другу законы деятельности, изменения чего-то человеком, законы природы и законы "посредника" - мышления.

Всеобщие законы изменения природы человеком - это и есть всеобщие законы природы, в согласии с которыми человек только и может успешно ее изменять. Будучи осознанными, они и выступают как законы разума, как логические законы. (с. 228)

Понятно, что даже вся работа Ильенкова (тем более это краткое изложение ее) не охватывает всей темы, но, думается, что вполне видна необходимость учитывать эти аспекты при рассмотрении ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ логики (иначе так легко стать иллюстрацией к явлению, которое Э. Ильенков назвал "фетишизацией словесного бытия").

neschneiper, диалектическая логика

Previous post Next post
Up