Неистинностные оценки

Jan 01, 2006 23:48



mp_gratchev  пишет в журнале Нешнайпера
2005-12-25 03:45 pm

[neschneiper ] = [NS]:
NS> Что касается «диалогизации», то эта программа в философии была
NS>  освоена другими направлениями философской мысли:
NS> экзистенциализмом, герменевтикой, нарратологией, этикой дискурса и т.п.

MG> Давайте зайдём с этой стороны. Согласитесь, что ни экзистенциализм,
MG> ни ( Read more... )

Дэвидсон, форма мысли Императив, Подниекс, neschneiper, форма мысли Оценка, Аристотель, оценка неистинностная, высказывание, Успенский В.А., Верещагин Н.К.

Leave a comment

Оценочное высказывание в диалектической логике mp_gratchev April 26 2011, 20:09:48 UTC

В чём состоит сходство и различие истинностного и оценочного суждения?
Истинностное суждение - это высказывание, которому можно приписать истинностные оценки (в двузначной логике ими будут 'истинно' и 'ложно'). Помимо истинностных суждений существуют виды высказывания, которые нельзя оценить в терминах 'истинно' и 'ложно'. Это, прежде всего, вопросы, оценки и императивы (просьба, приказ, требование, совет, мольба, команда). Точнее, следует говорить не о суждениях (частный случай), а об истинностных и не-истинностных высказываниях, в общем случае. Такое различение в свое время проводил античный логик и философ Аристотель. Он писал: "Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, о она не истинна и не ложна. Итак, прочие виды речи оставлены здесь без внимания" (Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Том 2 // М. 1978, стр. 95).
Теперь, об оценочных суждениях. Или, просто, - оценках. "Это яблоко вкусное!" (1). Данное высказывание не истинное и не ложное (известно, о вкусах не спорят). И всё потому, что это высказывание есть оценка.

Оценка - это самостоятельная форма мысли, отличная от суждения. Развернутое оценочное предложение (1) по своей структуре очень похоже на суждение (общая субъектно-предикатная структура:

А: (s -p), где
А - высказывание;
s - логический субъект;
р - предикат),
но существуют оценки в краткой форме безличного предложения: "Вечереет", "Моросит", "Истинно", "Ложно". Такое краткое предложение есть базовая форма оценки.

Если различать суждение и оценку, то легко разрешается парадокс Лжеца, как нарушение закона тождества вследствие подмены суждения оценкой и оценки суждением в процессе рассуждения. Что такое предложение "Лгу"? Пусть это - суждение. Тогда, оно истинное или ложное как и всякое суждение. Но во втором случае ложности предложения, я же и говорю, что лгу. А значит говорю правду. То есть откуда-то из недр предложения как из шляпы фокусника кролик, появилась дополнительная оценка "ложно", которая и вызвала видимость парадоксального эффекта одновременной истинности и ложности высказывания (по правилам логики ложь лжи дает истину). Но если "Лгу" - это уже оценка 'ложно', то логик обязан на констатации этого факта остановить свое рассуждение во избежание впадения в софистику.

В зависимости от типа философствования, можно получить следующую классификацию оценок:1. Онтология - онтооценка (например, трава зеленая).
2. Аксиология - ценностная оценка (одежда клёвая).
3. Этика - этическая оценка (поступок плохой, хороший; друг надежный).
4. Гносеология - познавательная оценка (препятствие непреодолимое, знание достижимое).
5. Логика - логическая оценка (истинно, ложно, неопределенно).
Итак, истинностное и оценочное суждение (высказывание) сходны по своей субъектно-предикатной структуре, но принципиально различны как самостоятельные формы мысли. Истинностное, значит имеет оценки 'истинно' и 'ложно'. Сами же оценки - не истинные и не ложные. Можно говорить об адекватности оценки действительному положению дел.

Reply


Leave a comment

Up