Если формальная логика легко отвлекается от субъекта речи (субъекта рассуждений), то в системе диалектической логики субъект рассуждений является центральной фигурой, её (системы ДЛ) неотъемлемым структурным элементом. Свойства, характеристики этого субъекта речи (кто говорит), отличного от логического субъекта высказывания (о чём говорит), стали предметом внимательного рассмотрения Кантом в его "Критике чистого разума":
"...существует естественная и неизбежная диалектика чистого разума, не такая, в которой какой-нибудь простак запутается сам по недостатку знаний или которую искусственно создает какой-нибудь софист, чтобы сбить с толку разумных людей, а такая, которая неотъемлемо присуща человеческому разуму и не перестает обольщать его даже после того, как мы раскрыли её ложный блеск, и постоянно вводит его в минутные заблуждения, которые необходимо все вновь и вновь устранять"*.
Причина, по которой простак, впадая в заблуждение, начинает путаться связана с недостаточностью различения самих способностей: "рассудок" и "разум". По Канту различение рассудка и разума производится следующим образом:
"Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством правил, то разум есть способность создавать единство правил рассудка по принципам. Следовательно, разум никогда не направлен прямо на опыт или на какой-нибудь предмет, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью понятий a priori придать многообразным его знаниям единство, которое можно назвать единством разума и которое совершенно иного рода, чем то единство, которое может быть осуществлено рассудком"**.
То есть по отношению к рассудку разум выполняет метаязыковые (метатеоретические рефлексивные) функции.
___________
*) Иммануил Кант. Сочинения в 6-ти томах. Том 3. - М. 1964, С. 340.
**) Там же, С. 342.