Грачев М.П.: Глава 1. Субъект рассуждений

Apr 13, 2017 14:01

*

[глава 1] [ глава 2]

автор Грачев М.П.

Диалектическая логика как логика содержательных размышлений
(Проект Элементарной диалектической логики)

Аннотация. Под логикой обычных рассуждений понимают, как правило, традиционную формальную логику (ТФЛ). Это логика, которая ориентируется с античных времен на запрет противоречия (любого) в рассуждениях. Собеседники испытывают значительные трудности при попытке применить ТФЛ к совместным размышлениям в ситуации, когда оппоненты систематически противоречат друг другу. ЭДЛ (элементарная диалектическая логика) свободна от этого недостатка и легко оперирует продуктивным противоречием. Авторская, М.П.Грачева, концепция элементарной диалектической логики обсуждается с конца 20 - начала 21 в. на публичных площадках интернета. В частности, в блогах “Диалектическая логика в Живом Журнале”, в дискуссиях Философского штурма.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Вступление. Исходные предуведомления к элементарной диалектической логике.
Предисловие. Терминологическая проблема диалектической логики.
Введение. Классификация логик.
Основная часть. Элементарная диалектическая логика
Глава 1. Субъект рассуждений.
Глава 2. Противоречие.
Глава 3. Суждение.
Глава 4. Вопрос.
Глава 5. Оценка.
Глава 6. Императив.
Глава 7. Отображение мышления в речи и структуре языка.
Глава 8. Диалог - логическая форма.
Глава 9. Истинность рассуждений.
Глава 10. Аргументация.
Глава 11. Законы диалектической логики.
Глава 12. Эволюция представлений советских философов о диалектической логике.
Глава 13. Современные авторские концепции диалектической логики.
Заключение. Перспективы и подвижки в диалектической логике.
Именной Указатель.
Предметный Указатель.
Словарь.

[...]

Основная часть. Элементарная диалектическая логика

Глава 1. С У Б Ъ Е К Т   Р А С С У Ж Д Е Н И Й .



В элементарной диалектической логике 'субъект' как носитель высказывания (мыслей, знаний) вводится в явном виде в стандартную структуру высказывания (суждения).
Суждение - мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной (Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.- C.837). Суждение выступает двояко: как утверждение и как отрицание. В отличие от авторов ФЭС я бы не стал противопоставлять утверждение (высказывание де с психологическим оттенком) суждению - лишенному такого оттенка. Тем не менее, здесь поднимается важный вопрос о "субъектности, личностности" высказывания.

Высказывание - способ фиксации мыслей (вопросов, суждений, оценок и императивов) в рассуждении. Здесь я бы сделал второе уточнение. Противопоставляя традиционную логику современной логике (математической), авторы ФЭС характеризуют "суждение" как устаревшее понятие, на смену которому пришел термин "высказывание" ("грамматически правильное предложение, взятое вместе с выражаемым смыслом", там же, С.837). Но под такую характеристику предложений подпадают также вопросы, оценки, императивы. Только последние не истинные и не ложные и тем самым отличаются от высказываний-суждений.

Мнение, выраженное в простейшей конструкции предложения, - это личностная форма высказывания, представленная в виде суждения с инкорпарированным в его структуру 'субъектом рассуждений'. То есть носителем психологического оттенка будет выступать мнение, а не утверждение. Утверждение же, - это суждение с утвердительной модальностью, в отличие от отрицания (суждение с отрицательной модальностью).

"итоговое определение предмета логики: логика - это теоретическая наука о правильных рассуждениях", (Анисов А.М. Современная логика. - М., ИФ РАН. 2002. - С.6.).Природный объект, изучаемый логикой - естественные рассуждения. На основании изучения естественных рассуждений конструируют различные "модели природного объекта": формальная и диалектическая логика.

Структура суждения в традиционной формальной логике (ТФЛ):

А:     (s - p)         (1)

Структура суждения в элементарной диалектической логике (ЭДЛ). Здесь возникает необходимость различения логического субъекта в структуре обычной логики и субъекта рассуждений (персонализация субъекта) в расширенной структуре высказывания, рассуждения. :
А:     Si,j> (s - p)         (2)где
S(прописное) - субъект рассуждений;
s (строчное) - логический субъект;
р - предикат;
[-] - связка;
[:] - двоеточие (символ пояснительной записи);
[>] - знак квотирования;
i, j - нижние индексы персонализации субъектов высказывания (рассуждения).В гносеологии, эпистемологии, психологии, социологии, педагогике, политике, теории коммуникации и др. гуманитарных науках 'субъект' есть человек - активное начало какого-либо действия, знания, межличностного отношения и взаимодействия.

Схематически выражается через субъект-объектное отношение или субъект-субъектное отношение по поводу объекта:

(3)                                                 Si - Sj
|     |
Объект А Si,Sj - гносеологический или эпистемологический субъект, ролевой субъект будет носителем каких-то суждений, мыслей, теорий, знаний, позиций, действий.В эпистемологии в качестве объекта выступает знание, в отношении которого выстраиваются отношения ролевых субъектов (учитель, ученик в процессе обучения; истец, ответчик в суде, пропонент, оппонент, респондент [лат. respondens - отвечающий] в научной дискуссии).

Субъект рассуждений -
интерпретатор знака.

Основная функция знака состоит в том, что он репрезентирует (представляет) какой-то предмет для некоторого интерпретатора (субъекта), имплицитно входящего в логическую систему, в частности, формальную логику:
"Таким образом ситуация употребления знака включает в себя три компоненты: 1) сам знак,
2) предмет, репрезентируемый знаком,
3) интерпретатора, использующего знак"(Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2005. - С.15)Итак, 'Интерпретатор' - это субъект рассуждений, который в традиционной формальной логике содержится имплицитно (скрытно в качестве интерпретатора знака), а в диалектической логике задается явно в структуре высказывания (пропозиции): S (s - p), где S (прописное) - субъект рассуждений. Диалектическая логика рассматривает развитие мысли через противоречие высказываний, а противоречивые высказывания генерируются интерпретатором в интер- и интра-субъектном режиме.

Каковы основные
формы мысли (виды высказываний)?

Это понятия, суждения, умозаключения в традиционной формальной логике.

Какова структура мысли (суждения)? Простое суждение состоит из двух понятий-мыслей: субъекта и предиката, соединенных связкой. В свою очередь, понятие состоит из одного или нескольких суждений, связанных по смыслу.

Суждения связаны между собой конъюнктивной, дизъюнктивной или импликативной связью.

Умозаключение представляет собой истинностный переход от одних суждений (посылок) к новому суждению (заключению).

Как мысль соотносится с языком? В языке понятие представлено словом или словосочетанием. Суждение в языке выражено повествовательным предложением.

Рассуждение

Естественное рассуждение протекает либо ассоциативно-образно, либо рационально-логически. В свою очередь рационально-логическое рассуждение предстает в виде формально-логического вывода, либо диалектико-логической аргументации.

Для аргументации необходимо присутствие следующих структурных элементов (по Ивину):

- субъект рассуждения (оценки);
- предмет рассуждения (то, что оценивается в процессе рассуждения);
- содержание - та информация, которая продуцируется рассуждением;
- модальность;
- характеристическое значение.

Модель и оригинал
рассуждения.

Существует различие между оригиналом (естественным мышлением людей - объектом изучения) и теоретической моделью изучаемого объекта. Все люди мыслят в одних и тех же формах мысли - понятиях, суждениях, умозаключениях. Этот факт как раз и позволяет отвлечься от субъекта рассуждения в традиционной формальной логике.

Оригинал я называю "естественным мышлением", а модель называю традиционной формальной логикой (ТФЛ).

Традиционная формальная логика - модель бессубъектная, а в элементарной диалектической логике субъект учитывается

Что такое рассуждение и
можно ли ему научиться?

(Разговор Филонуса и Гиласа о рассуждении (завязка))

Филонус. Доброе утро, Гилас; не ожидал я встретить тебя так рано вне дома.

Гилас. В самом деле, это несколько необычно; но мои мысли были так захвачены предметом, о котором я вчера вечером беседовал, что я не мог спать и решил встать и пройтись по саду.

Филонус. Счастливый случай, который показывает тебе, каких невинных и приятных удовольствий ты лишаешься каждое утро. Может ли быть более приятное время дня или более восхитительное время года? Это пурпурное небо, это безыскусственное, но приятное пение птиц, душистые цветы на деревьях и кустах, мягкое действие восходящего солнца, - эти и тысячи безымянных красот природы наполняют душу таинственным восторгом; ее способности, свежие и живые в такое время, восприимчивы к размышлениям, к которым нас естественно располагает уединение сада и тишина утра. Но, я боюсь, я прервал твои мысли, ты как будто был чем-то озабочен?

Гилас. Это верно, и ты меня очень обяжешь, если позволишь мне продолжать в том же направлении; но я ни в коем случае не хотел бы лишиться твоего общества, ибо мои мысли всегда текут легче в дружеской беседе, чем когда я один; я прошу только, чтобы ты позволил мне поделиться с тобой моими размышлениями.

Филонус. От всего сердца; я сам хотел тебя об этом просить, но ты предупредил меня.

Гилас. Что ты скажешь мне, Филонус: можно ли научиться рассуждению? Или ему нельзя научиться и можно лишь достичь его путем упражнения? А может быть, его не дает ни обучение, ни упражнение и достается оно человеку от природы либо еще как-нибудь?

Филонус. Прежде, Гилас, флорентийцы славились среди итальянцев и вызывали восхищение своим искусством верховой езды и богатством, теперь же, по-моему, они прославились еще мудростью, и не менее прочих итальянцев, земляки твоего друга Бруно.

А обязаны вы этим Галилею: ведь он, явившись к вам в город, нашел множество поклонников своей мудрости -- сперва среди венецианцев, из которых и твой поклонник маркиз Гвидобальдо дель Монте, а потом и среди прочих итальянцев. И от него же пошел у вас обычай, кто бы вас о чем ни спрашивал, отвечать уверенно и высокомерно, как и положено знатокам; ведь так же и сам Галилей позволял кому угодно из итальянцев спрашивать о чем угодно и никого не оставлял без ответа.

А здесь, милый мой Гилас, все обстоит наоборот: на мудрость пошло оскудение, и, видно, из этих мест она перекочевала к вам. Задай ты свой вопрос кому хочешь из здешних жителей, любой бы засмеялся и сказал:

"Счастливым ты, видно, почитаешь меня, чужестранец, если думаешь, будто я знаю, можно ли выучиться рассуждению, или же оно достигается иным способом. А я не только не знаю, можно ему выучиться или нельзя, но и вообще не ведаю, что такое рассуждение".

И со мной, Гилас, точно так же: здесь я делю нужду моих сограждан и упрекаю себя в том, что вообще знать не знаю, что же такое рассуждение.

А если я этого не знаю, то откуда мне знать, как ее достичь? Разве, по-твоему, возможно, вообще не зная, кто такой Гилас, знать, красив ли он, богат ли, знатен ли или же совсем наоборот? По-твоему, это возможно?

Гилас. Нет, конечно. Только вправду ли ты, Филонус, знать не знаешь, что такое рассуждение? Так нам и рассказать о тебе там, у себя дома?

Филонус. И не только об этом расскажи, мой друг, но и о том, что я, кажется, нигде не встречал человека, который бы это знал.

Гилас. Как так? Разве ты не встречался с Галилеем, когда он здесь был?

Филонус. Конечно, встречался.

Гилас. Неужели же тебе показалось, что и он не знает?

Филонус. У меня не очень хорошая память, Гилас, так что теперь мне трудно сказать, что мне тогда показалось. Может быть, он и знает, да и ты знаешь, что он тогда говорил. Поэтому напомни мне его слова. Или, если хочешь, скажи своими: ведь ты думаешь так же, как он.

Гилас. Да, не иначе.

Мысль и
мышление

Понятие и суждение - это формы мысли или формы мышления?

Если формы мысли, то мы имеем дело с обычной логикой, в которой изучают по каким законам, правилам и как одна мысль связана с другой (классическая логика высказываний и классическая логика предикатов).

В противном случае переходим к метафизике предельно широких категорий: Бытие, Сущее, Сущность, Явление, Содержание, Форма и их регионы (С.А. Борчиков: Система категорий на ФШ в 24-х частях), спекулятивной логике Гегеля ("Наука логики") или к диалектике исторических форм развития мышления и познания, то есть к гносеологии и онтологии ("Диалектическая логика" под ред. Оруджева и Шептулина).

Параллелизм речевых и
мыслительных процессов

Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. То есть в речи предложение выражает мышление в статике.

Что в таком случае будет мыслью в динамике? Движение мысли в коммуникации? От суждения к вопросу и обратно? То есть динамика мысли - это не умозаключение, а диалог?

Суждение и вопрос - это формы мысли. А вопросительное предложение и повествовательное предложение - это знаки (письменные, звуковые). Знак материален. Материальный знак "предложение" - носитель идеальной мысли.

Вместе со звучащим вопросительным предложением мысль покидает черепную коробку одного человека и поселяется в мозгу другого.

Противоречие

1. противоречие - это универсальная философская категория, принятая для обозначения отношения взаимно отрицающих друг друга противоположностей и распространяющаяся (категория) на природу, общество и мышление .



2. Противоречие в логике - отношение двух взаимно отрицающих суждений (противоположностей).

2.1. Противоречие в формальной логике - два взаимно отрицающих суждения, одно из которых ложное, а другое истинное.

А & неА = 0         (4)

2.2. Противоречие в диалектической логике - два взаимно отрицающих суждения, составляющих проблему, разрешаемую по законам (принципам) диалектики.

Аi & неAj =1         (5)где
А - утверждение;
неА - отрицание;
Аi - суждение высказанное субъектом Si; Аi = 1;
неAj - суждение, высказанное субъектом Sj; неAj = 1;
& - знак конъюнкции;
i, j - индексы персонализации высказываний;
1 - истинностное значение "истинно";
0 - истинностное значение "ложно".3. Противоречие в реале (природе и обществе) - отношение взаимно отрицающих друг друга противоположностей вне феноменов нашего мышления

4. Диалектическое противоречие (объективное) - отношение взаимно отрицающих и взаимно обуславливающих друг друга противоположностей вне феноменов нашего мышления. Противоречие разрешается через взаимодействие своих сторон и служит источником развития предмета.

Механизм разрешения
противоречия в субъектной логике



Элементарная диалектическая логика в явном виде демонстрирует процедуру разрешения проблемы в совместном рассуждении.

При соблюдении правил совместного рационального размышления, информация, которой владеет казжый из собеседников порционально поступает на рабочий стол дискуссии.

Поскольку высказывание представляет собой субъектно-предикатную структуру и логический субъект - это то, о чём говорится в высказываемой мысли (предложении), а предикат - это то, говорится о предмете - в этом случае, собеседник в ответной реплике предикат респондента рассматривает как логический субъект собственного высказывания и в виде предиката вносит в обсуждаемую тему новую информацию от себя.

Последняя становится логическим субъектом очередной реплике в цикле обмена мнениями между собеседниками.

Новая информация вводится в совместное рассуждение в качестве доводов сторон, аргументации и контр-аргументации.

Результат разрешения противоречия представлен пятью исходами. В первых двух кем-либо из участников дискуссии признается правота другой стороны. В третьем исходе, возможен консенсус или синтез позиций сторон. В четвертом случае, продолжение диалога требует дополнительных исследований вне состоявшейся дискуссии.

В пятом случае, собеседники окончательно расходятся во мнениях.

Высказывания истинностные
и не-истинностные

А. Суждение - вид высказывания, характеризующийся принятием истинностных значений "ложно/истинно" и выраженный в языке повествовательным предложением.

Б. К другим видам высказывания следует отнести неистинностные вопросы, оценки и императивы.

В. "Не-истинность" означает тот простой факт, что данные виды высказывания не принимают характеристические значения "ложно/истино".

Структура Основных форм мысли в ТФЛ и ЭДЛ. В традиционной формальной логике основными формами мысли являются понятия, суждения и умозаключения (см. схему по вертикали). В элементарной диалектической логике добавляются вопросы, оценки и императивы (см. схему по горизонтали).

Понятие
                                  |
Высказывания: Суждение - Вопрос - Оценка - Императив = Диалог
                                  |
                        Умозаключение

Архитектура
элементарной
диалектической логики



Архитектура элементарной диалектической логики представляет собой дихотомическое деление общей диалектической логики на логику разума и логику рассудка.

Логика разума - это диалектическая Логика с большой буквы и включает, с одной стороны, теоретические дисциплины философского цикла (онтологию, гносеологию, эпистемологию, аксиологию, праксиологию, этику) и, с другой стороны, диалектику, представленную тремя её основными законами.

Логика рассудка делится на обычную формальную логику и новационную элементарную диалектическую логику (диалектику как логику, в узком смысле).

Элементарная диалектическая логика добавляет в традиционную логику законы конкретного тождества, законы включенного противоречия и включенного третьего.

Традиционная логика (формальная и диалектическая) развертываются из единой клеточки, какой в логической модели естественного рассуждения предстает "суждение".

Две группы законов в совместном (и индивидуальном) рассуждении работают рука об руку. С тем ограничением, что в совместном рассуждении респонденты могут противоречить друг другу, подкрепляя свои доводы аргументами и контр-аргументами.

Тогда как, себе в совместном рассуждении собеседники противоречить не могут.

--
Грачев Михаил Петрович
10 апреля 2017 г.
Previous post Next post
Up