автор: М.П. Грачев.
Диалектика и формальная логика
1. Часто в публикациях можно увидеть противопоставление диалектики и формальной логики. Здесь под диалектикой понимают либо её первый исторический смысл как искусство совместного рассуждения в условиях взаимного исключения позиций сторон. Либо термин "диалектика" используется из-за небрежного смешивания современного понятия науки о наиболее общих законах развития в природе, обществе и мышлении с частным понятием диалектической логики как науки об обычных рассуждениях.
Таким образом, основное различие формальной логики и диалектики состоит в том, что формальная логика - это специальная научная дисциплина, предметом которой являются правильные рассуждения. Диалектика же есть философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В этом смысле, обе дисциплины для сопоставления слишком далекие друг от друга.
2. Иногда частный предмет "логику" поднимают (расширяют) до уровня философии (метафизика) и тогда уже метафизику как анти-диалектику сопоставляют с диалектикой. К логике в исконном смысле этого слова как науке о рассуждениях взаимоотношение метафизики и диалектики не имеет никакого отношения.
При расширении логики до уровня философии, диалектическая логика делится на две части: элементарная (логика рассуждений) и философская (гносеология + онтология). Равным образом такому делению будут соответствовать в формальной логике: элементарная часть (логика рассуждений, или традиционная формальная логика) и философская (метафизическая логика = гносеология + онтология).
3. Или наоборот. Диалектику зауживают до предмета "логика" и начинают вести речь об отрицании "диалектикой как логики" основных законов правильного мышления (непротиворечия, тождества, исключенного третьего). Здесь, на критике диалектики как логики преуспел известный эпистемолог Карл Поппер в своей знаменитой статье "Что такое диалектика?".
Итак. Первый, поверхностный слой, это диалектика в смысле диалектической эпистемологии. В последней понятия, аккумулирующие знания, рассматриваются не как застывшие формы мысли (что характерно для метафизики), а как подвижные, развивающиеся теоретические системы.
Второй слой диалектики глубинный - обращен к подвижности понятий, их самодвижению и противоречию как источнику этого самодвижения. Возникает терминологическое смешение: "и та, и другая - и формальная логика и диалектика - суть обе логики".
Тогда как, строго терминологически речь должна идти о формальной логике и диалектической логике. И уже в этом случае искать отличительный и собственный признаки формальной логики именно по отношению к диалектической логике (а не по отношению к диалектике) для того, чтобы ограничить их тождество, различить друг от друга.
--
Грачев Михаил Петрович
Москва, 22 декабря 2015 г.