триалектическое о трансцендентном

Apr 13, 2007 12:53

Рассмотрение противоположностей имманентного и трасцендентного в "Философском штурме" в одной связке парных категорий следует признать вполне обоснованным. Только на мой взгляд указанную пару можно было бы расширить до триады: имманентное - трансцендентное - итерсцендентное (интерсубъективное).
 
См. здесь: http://romantaran.livejournal.com/41887.html


Пишет Роман Таран ( romantaran)
@ 2007-04-12 13:35:00

      
Метки данной записи: философский штурм

Выясняем смысл понятий «имманентное» и «трансцендентное», пишем совместный текст. Обсуждение тут.


* * *mp_gratchev :
Обратимся вновь к латинской этимологии слова  "трасцендентный" (transcendo):
Имеем: [trans + scаndo] - Лат. словарь*, C. 1024.

II trans- приставка со значением:
1) через пере-: trans-eo перехожу;
2) (на)сквозь: transfigo пронзаю насквозь;
3) за, за пределами: transalpinus заальпийский

scаndo:
1) восходить, подниматься, взбираться;
2) возноситься подниматься возвышаться (Лат. словарь , C. 904).

II inter- приставка, обозначающая:
1) между (intercedere);
2) временами, от времени до времени (intermittere); (Лат. словарь , C. 541).

inter-scalmium [scalmius] - промежуток между двумя смежными уключинами;
inter-scapilium [scapula] - часть спины между лопатками;
inter-scribo  (...)   - делать письменные вставки вставлять (Лат. словарь , C. 547).

латинизация:
inter-scendo (...) - межпредметное восхождение.

Если между двумя сторонами сущего: предметом внутреннего (имманентное) и предметом внешнего, "заимманентного"  (трасцендентное) перебросить мостик посредством замены приставки trans- на inter- в слове трансцендентный, то можем получить некоторое промежуточное значение интерсцендентное (межпредметное).

Если в объем категории "предмет" занести ключевые понятия: субъект, объект, система, группа, - то в результате получим дополнительные к конституирующей триаде (1.0) следующие связки триад (1.1 - 1.4):

1.0. имманентное - трансцендентное - интерсцендентное;
1.1. внутрисубъектное - транссубъектное - интерсубъектное;
1.2. внутриобъектное - трансобъектное - интеробъектное;
1.3. внутрисистемное - транссистемное - интерсистемное;
1.4. внутригрупповое - трансгрупповое - интергрупповое.

О триалектике см. здесь: http://lenap.livejournal.com/43783.html

_____________
*) И.Х. Дворецкий. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. - М. 1976, С.1024, далее: Лат. словарь .

Добавление от 24.04.2007


Пишет Freesopher ( freesopher)
@ 2007-04-22 16:21:00
        
Метки данной записи: Трансцендентальное, Трансцендентное
ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
Трансцендентного для нас нет. Поэтому ничто, даже, например, Бог не может быть для нас Трансцендентным.

По определению Трансцендентное есть то, что ни при каких условиях и никоим образом не может присутствовать в опыте, то есть недоступно ему ни прямо, ни косвенно. Такому условию соответствует только нечто абсолютно не взаимодействующее ни с чем.

А если помыслить, что нечто бытийствует независимо от всего другого, не взаимодействуя с ним, то мы находимся в полном неведении о нем, и ничего о нем не можем утверждать, за исключением данного утверждения. Но это равносильно тому, что его нет, поскольку его бытие никак не сказывается ни на чем. Следовательно быть значит взаимодействовать.

Если нечто есть, значит, оно взаимодействовало, взаимодействует или будет взаимодействовать в будущем. То есть в принципе доступно опыту.

Поэтому все, имеющее быть, находится во взаимодействии (потенциальном или актуальном) с чем-либо внешним по отношению к нему или реализует процесс взаимодействия своих внутренних частей. То есть оно не может быть Трансцендентным.

Но взаимодействие возможно лишь на основе единства Онтологического основания взаимодействующего, то есть на основе единства их бытия, что и обеспечивает трансцендентальные предпосылки возможного опыта, а следовательно и познания, и понимания.

Поэтому Человек есть взаимодействующая, познающая и понимающая часть бытия.
* * *

mp_gratchev
2007-04-22 06:54 pm (local) ( ссылка) Роман Таран пишет здесь: http://philosophystorm.org/node/362/talk

"Моя позиция относительно трансцендентного такова:
- Трансцендентное абсолютно непознаваемо. Но если так, то само понятие становится бессмысленным. Если же оно имеет смысл, т.е. если ему соответствует некоторое бытие, то:
- Трансцендентное познаваемо. Но если бы оно было совершенно познаваемым, то было бы чем-то имманентным, т.е. не имело бы смысла трансцендентного, отсюда:
- Трансцендентное относительно непознаваемо. То есть познаваемо частично, опосредованно.
Перечисленные позиции равноправны, каждая из них - лишь абстрактный момент, предполагающий остальные моменты".

Таким образом, по Р. Тарану ваша версия учтена в первой рубрике, что не исключает двух других. Что касается меня, то я готов вместе с вами различать трансцендентное и трансцендентальное, только это относится к уже более тонкой настройке категориального аппарата.
( Ответить)( Ветвь дискуссии)
п

freesopher
2007-04-24 10:50 am (local) ( ссылка) Я думал над этим.
Трансцендентное непознаваемо, но заявляя это мы определяем его сущность, то есть осуществляем акт познания.
Более того, я пишу: "А если помыслить, что нечто бытийствует независимо от всего другого, не взаимодействуя с ним, то мы находимся в полном неведении о нем, и ничего о нем не можем утверждать, за исключением данного утверждения", - и это тоже вполне определенное суждение о Трансцендентном - констатация необходимости отсутствие у него Взаимодействия с чем-либо...
( Ответить)( Уровень выше) ( Ветвь дискуссии)
п  
mp_gratchev
2007-04-24 11:39 am (local) ( ссылка)
"то есть осуществляем акт познания" - Акт познания мы осуществляем в пределах субъект-субъектного отношения к некоторому объекту. Если объекты разделить на предметы первого и второго рода, то к первым допустимо отнести предметы объектной реальности, а ко вторым предметы метаобъектной реальности. И если о собственно "трансцендентном" как предмете первого рода мы ничего сказать не можем по определению (оно ни с чем не взаимодействует), тем не менее, можем иметь метаобъектное знание, включающее все наши переговоры и интерсубъектные беседы о трасцендентном, начиная с Канта и раньше.

Аналогичный подход демонстрируют в отношении "сознания" А.М. Пятигорский и М.К. Мамардашвили в своем "Символе и сознании". Они строят метатеорию сознания, оставляя вопрос о "сознании" как таковом открытым.

( Ответить)( Уровень выше)

.

romantaran, molbard

Previous post Next post
Up