Этот материал по моей просьбе любезно согласился подготовить А.Г. Войтов. Его сайт
http://sorit.ru/ , там в «Самоучителе мышления» можно посмотреть расширенную версию этого материала. Я попросил его сделать такие выжимки, поскольку не уверен, что большие объёмы подобного материала многие захотят читать, а знание или хотя бы представление об этом иметь необходимо при дискуссиях по любым вопросам, а по вопросам политики и экономики особенно, если не хотим превращения дискуссий в обыкновенную перепалку. Эти выжимки я ещё раз сжал и предложил некоторые изменения в формулировках (без изменения их содержания) и после согласования с автором предлагаю как первую часть к основам диалектической логики.
Практичность философии начинается с диалектической логики - с прагматизма технологии теоретического объяснения объектов на основе индукции и дедукции, анализа и синтеза и т.п. Исходным элементом технологии философствования является диалектическая логика (ДЛ) как универсальная методология всех наук, в том числе философии. Её основой является логика Аристотеля (формальная логика) и диалектика (буквально - искусство вести беседу, спор). 25 веков эти две науки сосуществуют, взаимно поглощая или отрицая друг друга. Только их синтез в ДЛ позволяет превратить их в норму обыденного сознания.
Предварительные замечания
Обыденное сознание возникает стихийно в результате совместной жизни. Школьное обучение развивает его, но не меняет качественно. Его основа рассудок, соображение, представление как первая форма интеллекта. Рассудок многообразен - слабоумие, умность, мудрость и т.п. Он достаточен для успешной обыденной жизни и базируется на сравнении явлений. На этой основе люди легко определяют их основные свойства и их значение для жизни. Это норма жизни современного общества. Представления о повседневных вещах достаточны для обыденной жизни. Однако ещё 25 веков назад констатирована их относительность и необходимость поиска средств порождения разума, как высшей формы интеллекта. Разумом является теоретическая наука, базирующаяся на основе интеллектуальных приемов мышления. Их обобщил Аристотель аналитикой и топикой, названных потом логикой. Но главной проблемой логики Аристотеля является то, что её приемы не стали нормой не только обыденного, но как правило и профессионального сознания и по сей день.
На основе рассудка люди познают обыденные вещи. В их мозгу имеются представления об этих вещах. Представления - основание для теоретического понимания тех же самых обыденных вещей, т.е. для превращения представлений о них в их понятия.
Что даст применение приемов ДЛ для восприятия этих явлений? Рассудок обеспечивает ясность представлений, а разум - понимание с помощью понятий. Рассудок существует на основе веры, а разум предполагает возможность проверки утверждаемых знаний и тем самым повышение их истинности, качества, одинаковости восприятия и т.п. Нужно ли это? Поразителен факт противоречивой трактовки даже такого обыденного продукта питания как щи. И если для щей это не существенно, то смерти подобно для экономики, политики и т.п. А поэтому важно умение использовать приемы ДЛ для понимания всех объектов реальности. И они известны давно: анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного и конкретному и т.п.
В целом, объяснение технологии диалектической логики начинается с признания:
- существования познаваемого объекта,
- множества его форм
- и обозначаемых их слов.
Познание объекта состоит в определении свойств его форм. Для этого происходит перестановка по горизонтали местами этих форм объекта (или обозначающих их слов) с тем, чтобы превратить их последовательности в эволюционный ряд. Познаваемые свойства форм объекта располагаем над ними в виде столбика. Их перемещаем по вертикали в зависимости от их присущности разным формам объекта. Чем большему числу форм объекта они присуще, тем располагаем их выше в столбике. На основе этих перемещений (форм объекта в горизонтальном ряду и свойств форм объекта в вертикальном их ряду) строим иерархическую системную модель свойств всех форм объекта, расположенную над эволюционным рядом форм объекта. Эволюционность ряда коррелирует с системностью иерархической модели свойств форм объекта.
Конкретизируем названные переходы мысли при объяснении азов интеллектуального анализа схемой (кладограммой).
***
Задача познания объекта сводится к выявлению его форм и упорядочению их.
Средство для этого - сравнение форм объекта с целью установления их свойств и их упорядочения от частных к общим.
Исходный пункт - явление. Объект - познаваемое явление. Познание объекта предполагает нахождение его форм и сопоставление их. Чем больше исследуемое множество форм объекта, тем адекватнее его познание. При отборе форм объекта не всегда точно идентифицируются его формы, а потому в отобранном его множестве оказываются и иные объекты. В процессе познания их отбрасывают.
При формировании множества форм объекта первоначально отбирают близкие, родственные формы объекта. Скажем, познание ручки как средства письма начинают с понимания ее идентичности другим формам ручки. И только затем осознают её одинаковость с карандашами и мелом. Для уразумения определенной одинаковости ручки и мела надо выявлять их фундаментальные свойства, переходя к более общим формам объекта, выявляя их и т.п.
Технология понимания сущности объекта сводится к использованию основных приемов мышления: анализ ↔ синтез, индукция ↔ дедукция, абстрактное ↔ конкретное, историческое ↔ логическое. Можно использовать и дополнительные категории: «традукция», трансцендентное ↔ имманентное, апостериорное ↔ априорное (трансцендентальное).
ЛОГИКА
Объяснение диалектической логики предполагает последовательное раскрытие того, как применять общепризнанные её приемы, не сводя их друг к другу и показывая значение каждого из них.
Реальность это совокупность явлений. Обыденное сознание обеспечивает достаточное их познание для обыденной жизни. Для теоретического познания их делают объектом мышления. Объекты многообразны и существуют в разных формах. Они характеризуются множеством свойств, а их познание предполагает определение их свойств.
Свойства
┌────┴───┐
Случайные - существенные (признаки)
┌────┴───┐
Частные - общие (атрибуты)
От случайных свойств абстрагируемся, познаем существенные (конституирующие или признаки). Частные (специфические) свойства присущи отдельным объектам, а общие (атрибуты) многим. Познание свойств предполагает несколько ходов мысли. Главные из них:
Познание
┌────┴───┐
Анализ ↔ синтез
┌────┴───┐
Индукция ↔ дедукция
Анализ ↔ синтез
Анализ - средство идентификации форм объекта, обособленного выявления свойств каждого из них. Для этого оценивают или измеряют их вес, размер, цвет, материал, функцию и т.п. В результате познания растет множество известных свойств форм объекта. Их фиксируют тем или иным образом, например, записывая их словами. При этом слова первоначально пишут произвольно.
Выяснив свойства одной формы объекта, анализируют аналогично свойства других форм объекта. Анализ обособленных форм объекта не позволяет выявить все их свойства. Для увеличения числа познанных свойств формы объекта надо сравнивать свойства разных форм объекта.
Идентификация, выявленных свойств разных форм объекта предполагает их сопоставление и определение одинаковых свойств некоторых из них. В результате отождествляют одинаковые свойства разных форм объекта. Тем самым их упорядочивают по их общности - анализ превращается в синтез.
Синтез - системное понимание свойств каждой формы объекта на основе сопоставления свойств разных его форм.
Синтез предполагает перемещение относительно друг друга свойств объекта в столбцах: внизу - специфические (частные), а выше - фундаментальные. Чем более распространено свойство формы объекта, тем оно выше в столбце этой его формы.
Синтез растет с ростом познаваемых форм объекта. В синтезированном понимании формы объекта его свойства расположены от частных к общим (снизу в верх) в меру их присущности другим формам данного объекта. И чем полнее множество познанных форм объекта, тем больше выявляется свойств у каждой из них и строже определяется их соотнесение по степени общности. Анализ превращается в синтез по мере роста числа познанных свойств. По мере синтеза (упорядочения свойств объекта) представление о форме объекта превращается в его ПОНЯТИЕ, характеризующее систему свойств объекта.
Свойства присущи одной форме объекта. На их основе идентифицируют формы объекта. Свойства формы объекта записываются словами и чем больше указано их, тем лучше. Это - описание формы объекта. Теоретическое его объяснение происходит иначе. Его средством является иерархическая система понятий (ИСП). Специфика теоретического объяснения объектов состоит не в росте числа указываемых свойств формы объекта, а в формировании новых понятий, отражающих все большее число форм объекта. Каждое новое фундаментальное свойство формы объекта является основанием для идентификации новой формы объекта и его понятия.
Представление - исходный смысл слова как результат рассудочного соображения о форме объекта, т.е. множество свойств формы объекта. Понятие - высшая форма смысла слов как результат разумного мышления об объекте. Понятие детерминируется системой свойств форм объекта. ИСП состоит из разного уровня их общности. Понятия - «кирпичики» теории, которая объясняет каждую форму объекта иерархической системой понятий.
Познание объекта предполагает выявление как можно больше его форм и разработку для них информационной модели - ИСП, объясняющей его свойства.
Понятия характеризуются тремя признаками - названием, содержанием и объемом. Названием обычно служат слова, содержание понятия - система его сущностных свойств, а объем понятия - отражаемое понятием множество форм объекта. Чем меньше содержание (число свойств) понятия, тем больше объем понятия. И наоборот.
Свойство отражает один аспект формы объекта, а понятие - систему его свойств. Свойство самодостаточно, а понятие существует только в качестве элемента ИСП. Более общие свойства формы объекта называют фундаментальными, и они выражены более общими понятиями. Менее общие свойства - специфические и они выражены менее общими понятиями. Каждое понятие характеризуется не только его собственным свойством, но и всей системой фундаментальных и специфических свойств иерархической модели понятий об объекте.
Фундаментальные понятия расположены в модели выше, а частные - ниже. Частными называют понятия, отражающие ограниченное число форм объекта (понятия с малым объемом). По мере роста объема и уменьшения содержания, понятие становится общим (фундаментальным). По мере познания объекта растет число изучаемых форм объекта и иерархическая модель (система) понятий, отражающая их свойства.
Индукция ↔ дедукция
По Шмоллеру индукция и дедукция применяются только в единстве также, как обе ноги для ходьбы.
Анализ имеет дело со свойствами объекта. Он позволяет выявлять и упорядочивать свойства многих форм объекта. Например, для шести квадратов выявлено по шесть их свойств и написаны они столбиком над каждым из них. В результате исходная модель содержит 6 х 6 = 36 свойств.
Синтез предполагает выявление общих свойств форм объекта. Осознавая их, переставляем формы объекта (квадраты) в их ряду (вместе со столбцами их свойств) и свойства каждой формы объекта (в столбцах над ними) так, чтобы формы объекта, которые имеют максимальное количество одинаковых свойств, расположились рядом. Общие свойства форм объекта пишем только один раз схематически указывая на те формы объекта к которым данное свойство относится. Получаем группы форм объектов, которые переставляем и объединяем исходя из того же принципа. В результате получим давно известную иерархическую модель свойств форм объекта, являющуюся нормой в биологии и распространенную в других науках. Она системно указывает свойства всех форм объекта. Каждая форма объекта объясняется всей системой понятий данной иерархической модели.
В результате получаем следующую визуальную матрицу (граф) системной трактовки форм объекта. Это симметричная дихотомная модель свойств объекта.
Иерархическая матричная модель лежит в основе объяснения форм объекта. На ее основе происходит идентификация форм объекта. При ее синтезе используют два хода мысли - индукцию и дедукцию.
Индукция идет (снизу-вверх) от частных понятий (= фактов) к общим понятиям (формам объекта). В меру индукции возникает возможность дедукции - обратного движения от общих к частным понятиям (сверху-вниз). Исходя из общего понятия, формулируют гипотезу о присущности к нему определенной формы объекта, в том числе о наличии у него определенных свойств. Затем наблюдением выявляют их наличие или отсутствие.
На основе итеративных движений мысли между частными и общими понятиями выявляют свойства форм объекта, упорядочивают формы объекта и тем самым представление превращается в понятие - создается теоретическое понимание объекта - растет истинность науки.
ТРАДУКЦИЯ
В вышеприведенном объяснении исходили из начального произвольного, хаотичного соотнесения форм объекта в их ряду. В меру построения ИСП объекта преодолевается произвольное их расположение в ряду - возникает эволюционный их ряд, упорядоченный с точки зрения простое-сложное. Исследователи сокращают усилия такой систематики с помощью традукции. Рассудок дает достаточное представление о многих формах объекта для того, чтобы расположить их эволюционно по горизонтали от простого к сложному.
Традукция - дологическое представление об объекте. Она представляет собой обыденное упорядочение форм объекта от простого к сложному (или наоборот) на основе их сопоставления. В таком случае интуитивно отбирают множество форм объекта, определяя их эволюционный ряд и строя ИСП для теоретического объяснения форм объектов на основе логики. Но можно ею заканчивать теоретическое понимание объекта.
восхождение
Нисхождение
О «горизонтальном движении мысли» писали многие основоположники философии. Наиболее полно указал его Р. Декарт пятым правилом для руководства ума. Это ретроспективный метод познания - нахождение предшественников на основе обыденных представлений о них или через прошлое (историю).
Для этого ставят вопрос «что это?». Первый ход мысли - найти предшественников посредством движения мысли от сложных к простым формам объекта. Для этого выявляют номенклатуру форм объекта. Помогут в этом деле словари синонимов - вне диалектической логики часто не обособляют формы объектов. Упорядочение форм объекта в эволюционном ряду происходит с помощью их сопоставления, изучения их истории и т.п. Одним из методов решения задачи является использование определений (дефиниций). В них предшественников называют родовым понятием.
В результате получается ряд форм объекта (например, кладут рядом мел, карандаш, ручку) или их рисунков или слов, расположенных соответственно обозначаемых ими форм объекта. Такую последовательность называют эволюционным рядом.
Выявив предшественников, начинают второй ход мысли - последовательное их объяснение от простого к сложному. При этом акцентируют специфику последующего по сравнению с предыдущим одним словом. Визуально это показывают лесенкой Аристотеля.
Важно использовать перспективный метод И. Канта - выявить более сложные формы объекта по сравнению с познаваемой его формой.
В реальном исследовании приходится «бегать» вокруг такого ряда большое число раз в меру его роста. В результате возникают эволюционные ряды, показывающие становление объекта. Тем самым уточняется множество форм объекта и его объясняющая ИСП. Традукция предполагает (обычно её не указывают) надстраиваемую над множеством форм объектов иерархическую модель свойств всех форм объекта.
Эволюционному ряду соответствует ИСП. Построение эволюционных рядов облегчается тем фактом, что их ИСП предопределена дихотомной моделью Порфирия (кладограммы палеонтологии). Иными словами, система свойств эволюционного ряда представляет собой дихотомную модель Порфирия. (Дихотомия - метод классификации делением объема понятия (класса, множества) на два)
Развитие объекта ведет к появлению более сложных его форм, обладающих большим числом свойств. В результате симметричная дихотомная модель превращается в несимметричную модель Порфирия.
Чем правее в эволюционном ряду форма объекта, тем она сложнее и у неё больше свойств и нужно больше понятий для того, чтобы ее теоретически объяснить.