И так, ответов на поставленный
Вопрос о диалектической логике как логике по существу получено не было. Напомню, что вопрос состоял в следующем: «Возможна ли Диалектика как логика, т.е. как правила вывода, с помощью которых из одних суждений можно получить другие? Какие правила вывода высказываний существуют в рамках ДЛ? (Т.е. ни в коем случае не
(
Read more... )
Comments 8
Существует теория развития как метод познания.
Диалектическая логика не существует сама по себе в отрыве от конкретного познания.
Ибо истина конкретна.
языковое оформление мышления - это следствие того, что мышление протекает с помощью и посредством понятий.
Понятия отражают стороны действительности...в процессе практики.
Диалектика, как теория познания есть мышление о мышлении, - здесь путаница.
Reply
- «Диалектическая логика не существует сама по себе в отрыве от конкретного познания».
Как и биология не существует в отрыве от конкретного познания. И физика. И другие науки. Без общих фраз, что Вы можете сказать о диалектической логике конкретно?
Reply
ДЛ неформализуема в принципе, в отличие от формальной логики. ФЛ - метод познания.
ДЛ - метод познания. Метод - предвосхищённая (на базе достигнутого уровня познания) сущность объекта познания. Теория развития - метод познания, взявший в качестве сущности развитие.
Reply
Мне понравилось, как в одном интернетовском обсуждении было заявлено, что о диалектической логике (диалектике) нельзя ничего сказать - её можно только показать. Естественно показать может один лишь гуру. Гуру эдакими психологическими техниками накачивает своего последователя диалектической логикой, передавая её "из уст в уста". И Вы туда же?
Если диалектическая логика есть наука, то о ней можно говорить и строить её теоретическое тело, как и в логике формальной. Правда, со своей спецификой. Но всегда на рациональной основе, не впадая в иррационализм сведения всей диалектической логики к исключительно "конкретной ситуации".
- «ДЛ неформализуема в принципе, в отличие от формальной логики».
Что за поветрие? Обязательно нужно формализовать! Кстати, формализуют не формальную логику (она и так формальная), а теории каких-либо естественных, гуманитарных наук и их предложения ( ... )
Reply
( ... )
Reply
Три правила элементарной диалектической логики (ЭДЛ). Элементарная диалектическая логика основывается на четырех известных законах традиционной логики, обязательных для моносубъекта, и основных законах диалектики. Плюс, добавляет свои правила для бисубъекта рассуждения.
Правило 1 рассудочной диалектической логики (закон включенного противоречия):
"Противоречить разрешено".
Правило 2 элементарной диалектической логики (последовательность постановки вопросов). Последовательность постановки вопросов в рассудочной диалектической логике определяется положением: "Нельзя разрешить частные вопросы без предварительного решения общих. В противном случае, будете постоянно натыкаться на эти общие вопросы". Отсюда правило:
"Установи и разреши общий вопрос".
Правило 3 элементарной диалектической логики (принудительность логики). Развитие мысли в ЭДЛ регулируется контекстной постановкой вопросов, оценок, императивов:
"Всякое нерелевантное уклонение от надлежащей связи высказываний, добросовестное заблуждение или ( ... )
Reply
В чём состоит сходство и различие истинностного и оценочного суждения?
Прежде всего, оценка не аргумент, не суждение, а только постановка вопроса об аргументе. Истинностное суждение - это высказывание, которому можно приписать истинностные оценки (в двузначной логике ими будут 'истинно' и 'ложно'). Помимо истинностных суждений существуют виды высказывания, которые нельзя оценить в терминах 'истинно' и 'ложно'. Это, прежде всего, вопросы, оценки и императивы (просьба, приказ, требование, совет, мольба, команда). Точнее, следует говорить не о суждениях (частный случай), а об истинностных и не-истинностных высказываниях, в общем случае. Такое различение в свое время проводил античный логик и философ Аристотель. Он писал: "Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, о она не истинна и не ложна. Итак, прочие виды речи оставлены здесь без внимания" (Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Том 2 // М. 1978, стр. 95 ( ... )
Reply
Leave a comment