Вопрос о соотношении логики и диалектики, а также о понимании термина диалектическая логика возникает в этом сообществе достаточно регулярно. Свое мнение я частично высказывал в различных комментариях. Однако, думаю, что его неплохо бы сформулировать в виде отдельного поста.
(
далее )
В Википедии появилась новая переработанная статья "Диалектическая логика": [Диалектическая логика - раздел философии марксизма. В широком смысле понималась как систематически развёрнутое изложение диалектики как логики (науки о мышлении) и теории познания объективного мира. В узком смысле понималась как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, однако с учётом действия законов диалектики. Значительный вклад в развитие диалектической логики внесли Э. В. Ильенков, З. М. Оруджев, И.С. Нарский.
Свои истоки диалектическая логика черпала в работах Маркса, где тот сформулировал основные методологические принципы, которые потом назвали принципами диалектической логики. Значительное влияние на развитие диалектической логики оказала незаконченная книга Энгельса «Диалектика природы», изданная в СССР в 1960-е годы. В своей работе Энгельс обозначил единство законов и принципов объективной логики природы, человека и общества.
Предмет диалектической логики - мышление. Диалектическая логика имела своей целью развернуть его изображение в необходимых его моментах и притом в независящей ни от воли, ни от сознания последовательности, а также утвердить свой статус как логической дисциплины.
[править] См. также
* Материалистическая диалектика
[править] Ссылки
* Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории (1984)
* Алексеев М.Н. Диалектическая логика. М., 1968.
* Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М., 1979.
* Нарский И.С. Проблема противоречия в диалектической логике. М., 1969.
* Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата, 1968.
* Орлов И.Е. Логика формальная, естественно-научная и диалектическая // Под знаменем марксизма. 1924. №6-7.
* Оруджев З.М. К.Маркс и диалектическая логика. Баку, 1964.
* Солопов Е.Ф. Введение в диалектическую логику. Л., 1979.
* Lefebrre H. Logique formelle, logique dialectique. P., 1969.]
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектическая логика
Фактически, предлагается начать совместное написание статьи "Диалектическая логика" заново. Статья позиционирует диалектическую логику как частное дело философии марксизма (почему-то в прошедшем времени). При таком положении идеи о диалектической логике, высказанные в Рунете, получается, не носят общеметодологический характер, а являются посильным вкладом в философию марксизма.
Вместе с тем, есть и позитивный момент - в переработанной редакции статьи "Диалектическая логика" в Википедии сохранилась установка на достижение диалектической логикой статуса логической дисциплины.
Reply
” В широком смысле понималась как систематически развёрнутое изложение диалектики как логики (науки о мышлении) и теории познания объективного мира. В узком смысле понималась как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, однако с учётом действия законов диалектики.”
Вот этот «узкий» и «широкий» смысл постоянно и вносит путаницу, причем как в понятия ФЛ, так и Диалектики.
То ФЛ расширяется до мышления, то Диалектика обужается до науки о рассуждениях. Причем это часто делается контрабандой. А в основе - смешение языка и мышления.
Reply
Открыл в Яндексе поиск на словосочетание "широкий и узкий смысл понятия". Яндекс выдал 2 млн ответов, в том числе:- Понятие "воспитание" в широком и узком смысле;
- Широкий и узкий смысл образования;
- Идиолект в узком смысле - только специфические речевые особенности данного носителя языка. В широком смысле идиолект...;
- два подхода к пониманию понятия "избирательная система" - широкий и узкий
- две крайние позиции - это предельно широкий и предельно узкий смысл понятия "мудрость"
- различают психотерапию в широком и узком смысле;
- "социальное" ... данное понятие употребляется в узком и широком смыслах;
- Между широким и узким смыслами понятия «Природа» нет непроходимой грани;
- Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство (артефакт), созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием;
и т.д.
Пожалуй, борьба с широким и узким смыслом понятия сколько-нибудь значимых перспектив не имеет. В нашем случае, давайте сосредоточимся на раскрытии понятия 'диалектической логики в собственном смысле этого слова'.
Reply
Согласен. Поэтому и написал, что «из контекста обычно не сложно понять, о чем идет речь.»
”'диалектической логики в собственном смысле этого слова'”
А это вы кого процитировали?
Reply
'диалектическая логика в собственном смысле этого слова' - это не цитата, а термин как ответ формальным логикам, которые страшатся "распада мысли" от введения в структуру логики диалектического противоречия. Ноги растут отсюда: "Причем развитая им, Гегелем, логика была, как показывает изучение его работ, не логикой в принятом испокон веков значении этого слова, не общечеловеческой наукой о законах и правилах выводного знания, а философская, следовательно, в конечном счете, в классовом обществе классовая, партийная наука о законах возникновения, развития и изменения природы, общества и мышления, исходящая из объективно-идеалистической позиции" (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / изд. 2-е испр. и доп. - М. 1975. - С.145).
Если из контекста не сложно понять в каком значении употреблено понятие, то вопрос можно и закрыть.
Reply
Если не сложно - то действительно вопрос можно закрыть. Например, мне совершенно (как я надеюсь) понятно, что вы имеете в виду под диалектической логикой и я вполне согласен, что такое понимание вполне адекватно развиваемой вами теории, более того и термин вполне адекватен, но, к сожалению, уже занят.
Но так бывает далеко не всегда. Рассмотрим в качестве примера приведенную цитату.
Возьмем одну часть цитаты:
«развитая им, Гегелем, логика была, как показывает изучение его работ, … философская … наука о законах возникновения, развития и изменения природы, общества и мышления, исходящая из объективно-идеалистической позиции» - здесь совершенно понятный контекст: Логика=Гносеология, т.е. раздел философии.
Возьмем другую часть цитаты:
«логикой в принятом испокон веков значении этого слова, … [то есть] общечеловеческой наукой о законах и правилах выводного знания»
Тут уже сложнее. Тут уже возникает какое-то для меня мистическое и непонятное «выводное знание». Т.е. контекст тут мне непонятен. Если принять, что ФЛ дает правила и законы выводного знания, то отсюда следует, что релейная схема может познавать:) Если же «законы выводного знания» есть теория познания, то становиться совершенно непонятно отличие от Гегелевского понимания. Вот я и говорю, обычно (но не всегда!) из контекста можно понять. А если к контексту привязываются какие-то побочные соображения типа партийности и т.п., то становиться совсем сложно.
Reply
Я не стал предложение как единую законченную мысль обрывать на первой части. Как и во всей статье Кондаков тщится измазать Гегеля за то, что он посмел свою спекулятивную (теоретическую умозрительную) логику назвать Наукой логики. Под видом критики "объективно-идеалистической позиции" Гегеля Кондаков проталкивает мысль, что диалектическая логика никакая не наука. А если и наука, то партийная. Не скажет же он напрямую партийным бонзам в 1975 году, что мол ваша диалектическая логика - это чушь на постном масле. Кондакову приходится прибегать к эзоповому языку, дескать критикую идеалиста Гегеля, а не диамат.
Только вся беда-то в том, что диалектическая логика, она действительно логика "в принятом испокон веков значении этого слова", и логик Кондаков со товарищи как из стана логиков, так и противоположного стана диалектиков прошел мимо этого факта.
Reply
Именно. Я просто поясняю, что имел в виду, когда написал, что из контекста обычно не сложно понять, о чем идет речь.
Эзопов язык как раз и служит цели маскировки контекста:)
Reply
Leave a comment