текст взят из из
http://www.redshift.com/~alevintov/ 2008 год
(Как-то уже в этом веке мы обсуждли эту тему. Просто в копилку.)
Понятие (латинское concepcio, concept - «зачатие», «понятие», «взгляд») - некоторое общее видение (common vision) предстоящего дела или деятельности, то, о чем договариваются «на этом берегу», прежде чем приступать к совместной работе и преодолению предстоящего пути. Понятие - эфемерная конструкция, живущая только для этой группы людей и участвующих только в этой деятельности. Как профессионал, работающий в сфере градостроительства я участвовал примерно в двух-трех десятках попыток построения рабочего понятия. Это были попытки с разной степенью успеха и завершенности, но, в общем, все они заканчивались тем, что: «ну, давайте начинать работать, а о деталях договоримся по ходу дела».
В этом смысле понятие противостоит термину и категории.
По удачному определению, термин - зрелое слово. Это то, что в рутине деятельности признается всеми и большинством. Так, для методологов «рефлекИя» стала термином, хотя, когда Лефевр вводил это понятие в середине 60-х, и Г.П. Щедровицкий и его коллеги отвергли ход Лефевра и вынуждены были включить «рефлексию» в теорию деятельности только во второй половине 70-х, при этом сильно деформировав свои представления о деятельности, а в игротехнический период развития методологии (80-е годы) рефлексия приобрела зрелые черты термина. В психологии «рефлЕксия» (отражение в сознании) как термин устоялся значительно раньше.
Категория (дословный перевод с греческого «окончательный приговор) возникает при переходе слова из деятельности в культуру: категории становятся статьями в энциклопедиях, справочниках и словарях. Иногда, при появлении новой деятельности, категории подвергаются реанимации и превращаются в понятия, но это - экзотика.
Понятие - не только «облако смыслов» и совокупность представлений - в нем должны быть найдены ядра конденсации, позволяющие с уверенностью сказать: мы понимаем друг друга. На 2-м методологическом съезде в Киеве иркутянин Березкин предложил понятия считать единицами понимания, размещенного им на переходе слоев мысль-коммуникации и мышления.
В простейшей и достаточно распространенной методологической схеме (лингвистическая схема понятия несравненно сложнее) понятие понятия представляет собой трельяж: происхождение-устройство-употребление
В пространстве происхождения С. Попов рекомендует указывать первую ситуацию, когда данное слово употреблялось в современном смысле. Для него, следовательно, «анализ» возник, скорей всего в химии. Хайдеггер и большинство герменевтов и прежде всего филологов уверены, что правильнее искать в первом изначальном смысле. Тот же «анализ» Хайдеггер возводит к «Одиссее» Гомера, где Пенелопа по ночам занималась «анализом» - расплетением по ночам ею же сотканной одежды для Одиссея.
Придерживаясь герменевтической точки зрения, я допускаю справедливость и другой, которую отстаивают, в частности, Попов и Никитин.
В пространстве устройства с необходимостью присутствуют три аспекта:
- схема понятия (например, схема образования, как ее вводил А. Волков на АСК-15)
- денотат или пятно реальности, на которое мы можем с уверенностью указать, что это то самое, по поводу чего строится понятие. Это легко сделать, если речь идет о конкретном понятии, но в случае с абстрактными понятиями, например, такими, как совесть, сознание, рефлексия мы оказываемся в более сложной ситуации и либо вынуждены строить сложный логический дискурс (логическая непротиворечивость как атрибут возможности существования), либо выстраивать некоторую непротиворечивую онтологемму (непротиворечивость как атрибут долженствования существования) либо, что чаще всего, ссылаться на авторитеты (традиции, имена, догмы вероучения и т.п.)
- компрегентный ряд, точнее - ряды (например, один ряд: понятие - это не термин и не категория; другой ряд: понятие - это не знание, не представление, не коллективное мнение, не…; третий ряд: понятие - это не слово, не фраза, не сентенция, не…; четвертый ряд: понятие - это не…) - чем больше рядов, тем изящнее и точнее понятие
Наконец, в пространстве употребления желательно указание не только сферы употребления и применения, но и предназначения, назначения (=миссии) и возможных функций.
Непременным условием при построении понятия является заполнение, пусть и с разной степенью проработанности и детальности, но всех пространств.