Оригинал взят у
seaseas в
Коллекция домовой росписи - гордость создателя музея в Нижней Синячихе
На втором этаже Спасо-Преображенского собора уникальная коллекция элементов интерьера в технике урало-сибирской росписи.
Много лет ее собирал Иван Данилович Самойлов.
Я представляю, как он радовался каждой новой находке.
И как же нам повезло,что он все это сумел сохранить.
По этой лестнице мы поднялись на неотапливаемый второй этаж церкви:
Там уже на лестнице - доски:
Первая филейная скатерть из тех, что мы увидели в Синячихе:
Наряду с утварью на Урале было принято расписывать жилища. Этот обычай появился с середины XIX века, это объясняется тем, что до этого периода крестьянские избы топились по-чёрному.
Формированию целостного стиля уральской домовой росписи способствовало то, что данный промысел отличался большой подвижностью. Профессиональные крестьяне-художники переезжали из волости в волость, расписывая избы. Свою живопись они подчиняли вкусам местного населения.
Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем разрисовывали печь-символ жизни в доме. Её украшали особенно тщательно, так как по поверьям в подполье под печкой жил домовой - доброе существо - охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной.
Изба делилась на «углы»: прихожая - пространство под полатями, середа-место у печки, где работала женщина стряпуха, сама изба с «красным углом» - столовая и место приёма гостей и появившаяся позже в крестьянском интерьере - горница - парадное помещение.
Гамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый - для моделировки форм и чёрный - для приписок графических элементов.
Сама техника росписи была очень простой. После определения предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалёвок» был цветной, или какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету.
В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности.
Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали чёткие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.
Изобразительные мотивы в уральской росписи были весьма разнообразны; это и цветочные орнаменты и изображения птиц и зверей.
Во второй половине XIX века особенно популярным стало изображение человека. В различных сюжетах художники воплощали не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями.
И дальше столько красоты, что я даже про холод забыла:
Такие были потолки:
В конце экспозиции несколько витрин с изделиями местной промышленности.
Вот такой кувшин, что слева,стоял у меня в кабинете в изостудии детского сада.:
Нижнетагильские подносы: