Стивен Кови. Жизнь - миссия, а не карьера

Jul 12, 2011 23:39

Originally posted by artishevcom at Жизнь - миссия, а не карьера

Никакая эффективность не может быть достигнута без нравственного совершенствования и успеха в семейной жизни, не устает повторять Стивен Кови, известный во всем мире специалист по проблемам управления, семьи и межличностных отношений, которого журнал Time в свое время включил в список 25 самых влиятельных людей США. Его бестселлер «Семь навыков высокоэффективных людей» Билл Клинтон назвал настольной книгой каждого человека, стремящегося к успеху.

Сейчас Стивен Кови занимает пост заместителя совета директоров компании FranklinCovey, сотрудники и партнеры которой ежегодно обучают около полумиллиона человек по всему миру по программе «7 навыков». Тренинг-центр ЦМТ, который проводит сертифицированные тренинги по системе «7 навыков» совместно с компанией MTI System (официальным провайдером FranklinCovey в России), впервые организовал семинар Стивена Кови в Москве. Наш обозреватель Анна Малахина посетила это мероприятие и расспросила бизнес-гуру о том, что такое эффективное лидерство и какие навыки помогают его достичь.



Ниже публикуется сокращенная версия интервью. Полностью материал читайте в журнале “Свой бизнес” №102 (июнь-июль 2011).

Какие качества, на ваш взгляд, определяют настоящего лидера?

Лидер - это не профессия и не должность. Лидерство - это умение донести до людей идею об их собственном достоинстве и потенциале в такой ясной форме, что они сами начинают видеть это в себе. Вспомните таких великих деятелей, как Махатма Ганди или Нельсон Мандела. Они стали национальными лидерами, не занимая никакой официальной должности в своих странах. Главное в лидере - это его культурные и нравственные качества.

Как можно развить в себе эти нравственные качества?

В первую очередь необходимо научиться быть проактивным. Проактивное поведение противоположно реактивному. Между любым стимулом и реакцией на него всегда существует свободное пространство - пространство нашего осознанного выбора. Свобода выбора содержит внутри себя те уникальные качества, которые делают нас людьми, которых нет у животных. Это, во-первых, самосознание; во-вторых, воображение - способность создавать что-либо в уме независимо от окружающей действительности. Мы также обладаем совестью - глубоким внутренним осознанием того, что правильно, а что нет, принципами поведения и ощущением того, насколько наши мысли и поступки им соответствуют. И, кроме того, у нас есть независимая воля - способность действовать, опираясь на самосознание, независимо от любого влияния извне. Чем больше мы ведем себя в соответствии с этими качествами, тем больше пространства между стимулом и реакцией у нас появляется. Когда мы реагируем на обстоятельства сразу, мы поступаем неосознанно, и это называется реактивным поведением.

Есть ли связь между личным совершенствованием и успехом в делах?

Мы в огромной степени является продуктом нашего собственного восприятия. Иногда у нас на глазах шоры и мы думаем о людях предвзято, не позволяя себе увидеть в них потенциал. Мы не видим мир таким, каков он есть - мы видим его таким, каковы мы сами. Птолемей утверждал, что мир плоский, и все в это верили, кроме Коперника и нескольких других ученых. В средние века многие болезни лечили кровопусканием, потому что думали, что это универсальный метод, сейчас от него отказались. И сегодняшний мир не является исключением - мы часто смотрим на вещи сквозь призму нашего неверного восприятия. Поэтому так важно уметь абстрагироваться от своих концепций и парадигм, а также от обстоятельств жизни и уметь взглянуть на них со стороны. Ваша жизнь - это не продукт обстоятельств, это продукт ваших собственных решений. Что бы с вами не происходило, вы вольны выбирать.

Это касается и бизнеса. Рынок меняется столь стремительно, что многие виды продукции и услуг, которые еще несколько лет назад успешно удовлетворяли вкусы потребителей, сегодня уже безнадежно устарели. Задача проактивного лидера - строить бизнес с учетом изменений в привычках и мотивах покупателей. Для этого необходимо создавать проактивную культуру внутри организаций. Вместо того, чтобы зависеть от внешних обстоятельств, лидеры компаний могут проявлять инициативу для реализации своих целей.

<…>

Чем принципы отличаются от ценностей?

Принципы - это объективные естественные законы, основанные на фактах. Их очень важно отличать от ценностей, под которыми я понимаю личностные и социальные нормы поведения. Ценности эмоциональны и субъективны, и на них основано любое поведение. Однако последствия этого поведения основаны на принципах, поэтому я призываю: цените принципы.

Третий навык, описанный в вашей книге, касается личной и корпоративной дисциплины. В чем секрет эффективного управления временем?

Обычно люди стараются делать срочные дела, то, что давит на них, забывая про долгосрочное планирование. Было проведено исследование, в котором сравнивались компании, удостоенные премии Деминга (этой премией, учрежденной в честь одного из создателей японского «экономического чуда» Эдварда Деминга, награждают компании, достигшие высот в качестве - прим. ред.) с другими компаниями. Секрет успеха первых в том, что люди в них 65-80% процентов своего времени тратят на важные, но не срочные дела: планирование, поиск новых возможностей, построение отношений, обновление и восстановление. На срочные, но не важные дела (необязательные отчеты, совещания, звонки и переписку и т.д.) они тратят всего 15% времени. У большинства людей все наоборот - предпочтения отдается неважным делам, которые кажутся срочными, на них тратится большая часть времени. В этом ключевое отличие эффективных и неэффективных людей. Что касается срочных и важных дел - кризисы, давящие проблемы, все проекты и совещания, обусловленные надвигающимся дедлайном - то на них обе категории людей тратят примерно равное количество времени: 20-25%. Еще один секрет эффективного управления временем - это так называемая так называемая «пирамида эффективности». Нужно заниматься еженедельным планированием, но адаптировать этот план каждый день под текущие дела. В фундаменте этой пирамиды лежит ваша миссия и ценности, а также - чуть выше - цели и роли, которые вы должны определить. Чтобы следовать принципам этой пирамиды, от вас потребуется высокий уровень дисциплины и проактивности.

Разумеется, многие люди понимают, что важные, но несрочные дела должны быть в приоритете, и пытаются интегрировать их в свою жизнь исключительно с помощью самодисциплины. Однако долгосрочный успех может быть достигнут только с опорой на принципы - базовые парадигмы поведения и четко сформулированную личную миссию.

<…>

С чего следует начинать использование принципа «выиграл-выиграл» в бизнесе?

Нужно очень много внимания уделять человеческому фактору, столько же, сколько вы уделяете финансовому или технологическому. Постарайтесь часто общаться с подчиненными один на один, учитесь их слушать и понимать. Это касается как сотрудников, так клиентов и поставщиков - всех, кто заинтересован в вашем бизнесе - обратная связь от каждого из них очень важна. Как ни удивительно, за счет этого вы сэкономите очень много времени, сил и денег. С одной стороны, в этом общении вы сами обучаетесь и узнаете новое. С другой стороны, вы можете вдохновить своих сотрудников на преданное отношение к своему делу, чтобы они относились к нему как к отбыванию служебной повинности. Я называю это «психологическим кислородом».

В бизнесе есть такое метафорическое понятие, как «эмоциональный банковский счет» - это уровень доверия, достигнутый в отношениях между людьми. Аналогия со счетом в банке не случайна: мы делаем вклад, чтобы сформировать некий резерв, из которого при необходимости можно снимать средства. Когда я посредством уважительного, доброго и честного отношения к вам и через выполнение своих обязательств делаю вклад на наш с вами эмоциональный банковский счет, я создаю резерв. Ваше доверие ко мне возрастает, и я при необходимости могу многократно воспользоваться этим доверием. Даже если я совершу ошибку, этот уровень доверия, этот эмоциональный резерв сможет ее компенсировать. Даже если я буду выражаться не очень ясно, вы все равно поймете меня правильно, не станете цепляться к словам. Когда счет доверия высок, общение протекает легко, быстро и эффективно.

Всегда ли высокоэффективные люди остаются таковыми, или им необходимо постоянно практиковаться?

Залог эффективности человека или организации в том и состоит, что они постоянно совершенствуются. Нужно развиваться во всех четырех аспектах - на уровне тела, ума, сердца и духа. Тело - это физические упражнения, питание, управление стрессом. Ум - чтение, профессиональные тренинги и вообще образование. На уровне сердца надо учиться быть проактивным, строить отношения, решать проблемы путем синергии. Развитие духа - это прояснение ценностей, духовные практики, медитация. Только постоянно совершенствуясь, можно достичь истинного личного, лидерского и организационного величия.

Стивен Кови

79 лет

Получил степень МВА в Гарвардском университете, степень доктора религиозного образования в Университета Бригама Янга. Преподаватель и консультант по организационному управлению. Автор десяти книг, которые изданы на 38 языках общим тиражом 20 млн. экземпляров. Занимает должность заместителя председателя совета директоров компании FranklinCovey.

гуру, менеджмент, Кови

Previous post Next post
Up