Катерина написала очень хороший пост про правила стартапа. Привожу полностью:
Оригинал взят у
generalmanager в
От start-up к малому бизнесу Ключевые факторы успеха:
- Команда и стратегия подбора
Есть мнение, что на старте денег мало, поэтому надо брать дешевую рабочую силу и с ней заниматься. Рекомендую сразу брать супер квалифицированных людей, учить на старте некогда. Желательно брать людей осьминогов с многогранным опытом, желательно отличным от вас. В бизнесе несколько ключевых блоков: производство - важно, чтобы работы делались вовремя и качественно, чтобы окончательные или текущие платежи совершались, чтобы вас рекомендовали другим клиентам, продажи - нужны для того, чтобы идти вперед и были деньги и новые клиенты, финансы - планирование важная штука, без него можно уйти в минус или недополучить в случае огромных трат, hr - грамотно набрать команду большое искусство, нужен тот, кто разбирается в людях
Распределите эти компетенции со своими партнерами, привлеките партнеров, если своих собственных компетенций недостаточно. Конечно же за долю в бизнесе, дела пойдут быстрее, если вы знаете то, что делаете.
- Время работы
Есть вера в то, что предприниматель может позволить себе все что угодно. Не выйти или уйти в отпуск в разгар сезона или не сезона. До тех пор пока у вас нет возможности нанять кого-то, кто бы стал замом или исполнительным отпуск можно не планировать. Также стоит забыть об отдыхе или приходе вовремя на буднях. Первый год очень бурный, приходится работать за семерых на нерыночных условиях, вкладывая в проект все возможные средства и время. Например я с работы прихожу уже больше года с 9-00 до 12-00 ночи, ухожу на работу в 8-00 до 9-30.
- Удаленность от работы
Начните жить рядом со своим проектом, чтобы сэкономить потраченное на пробки время. Поверьте пробки это неправильные инвестиции.
- Самомотивация
Надо ставить цели и желательно агрессивные, если не получилось достигнуть, надо думать как это сделать. Я видела много старт-аперов, которые выбрасывали свой бизнес-план и отступали от первоначальных целей уже в первый месяц работы. Сразу не получится, но надо верить и вести команду за собой, что называется лидерской властью. Главная задача лидера заставить поверить команду в то, что цель достижима. И пусть в первый месяц не удалось. Вера то, что отличает нас от других, вера помогает и воодушевляет. Ну и главное в своем бизнесе иметь миссию, а не просто косить бабло. Поскольку в первые годы бабла не будет. Мотивация на деньги будет тянуть вас назад. Кредиты будут кстати тянуть туда же.
- Смена команды
Не пытайтесь изменить мир. За время старт-апа команда проходит ротацию и если кто-то не выжил, не ваша вина. Также не стоит искать людей только среди друзей и кого-то уговаривать работать до бесконечности. Некоторые просто не способны на старте прийти - не верят в то, что получиться.
Меняйте не эффективных людей, они не изменятся даже если вы продержите их еще месяц.
- Видение
Нужно понимать к чему вы идете и видеть свой маршрут. Если этого нет, то вы можете заблудиться.
- Сегментация перспективного клиентского портфеля
Самые привлекательные малоконкурентные и растущие рынки. Самые привлекательные клиенты, которые покупают без возражений. Определите как они выглядят, чем занимаются, как их вычленить среди других и занимайтесь только ими. Делайте большее меньшими средствами. Туда же направьте своих менеджеров. Сделайте так, чтобы вся команда продавала и все приносили деньги и шуршали среди друзей. Пусть все на старте принесут свои связи, знакомства и продвинут компанию вперед.
- Автоматизация
Лучше сразу или потом никогда. Не начинайте работать в икселе, заставьте себя. После поймете насколько это эффективно. Берите готовые решения не дописывайте. Перестроить себя дешевле, чем программу.
- Маркетинговые материалы
Вкладывайте деньги в сайт и презентации и коммерческие предложения. Это самая лучшая инвестиция. Клиенты не зайдут к вам в офис, они зайдут к вам на сайт и увидят то, что высылают им ваши менеджеры.
- Портфолио
Если вы хотите крутых клиентов, сначала начните работать почти бесплатно, потом, когда получите пару брендов повысите цены, для презентации на старте достаточно пары работ. И вперед.