Про новый бизнес.

Apr 13, 2012 17:56

Оригинал взят у consulan в Советы Авербуха.
rusanalit  наконец-то выдал нужный текст.

Был я в 2007-2011 финансовым директором в компании одного из шефов. По итогам проделал вот такую работу над ошибками:

1. Не занимайтесь новым видом бизнеса пока ваш основной бизнес не достиг своего максимума - т.е. пока вам не стало ясно что большей отдачи от него уже не получить.

2. Не занимайтесь новым видом бизнеса пока вы полностью не обеспечили себя (квартира, дача, счет).

3. Решив заняться новым видом бизнеса старайтесь быть его единоличным хозяином - т.е. обходиться без партнера.
Пример: партнер воспользовался тем, что склад готовой продукции находится на его территории и при разделе бизнеса украл 15% товара. Возвращали официально - через заявление о хищении и открытие дела. В итоге когда сотрудников бывшего партнера стали таскать на допросы они указали где находится украденный товар. При этом партнеры работали вместе до того в течении 15 лет.

4. Если таковой все-таки есть предельно четко разделите сферы ответственности, доли инвестиций и деление потенциальной прибыли.

5. Все договоренности всегда и максимально полно прописывайте в официальных договорах.  Те договоренности которые невозможно прописать фиксируйте в неформальных протоколах - очень поможет при будущих разборках по понятиям.

6. Не допускайте к принятию стратегических решений тех, кто не рискует своими личными деньгами.
Пример смотрите ниже, в п.7

7. Выслушивая мнение сотрудника при принятии того или иного решения четко отдавайте себе отчет в его мотивации - у него могут быть свои причины советовать высокорискованные решения.
Пример: за поставку из-за рубежа отвечал начальник отдела сбыта (свели в одном), который имел бонус в 1% с каждой проданной единицы товара, купленного не на его, а на деньги акционеров.
Итальянский поставщик полуфабриката при годовой поставке от 1000 штук предоставлял 10% скидку.
Соответственно начальник отдела сбыта убедил владельцев что надо подписаться на 1200 штук и получить скидку: деньги-то не его, а вот 1% от 1200 единиц он считал что себе обеспечил.
1200 штук продавались вместо  как предполагалось изначально одного года - 4 (Четыре!).
А могли брать минимальные партии в 100 штук и пока те не продадутся - не вкладываться в новые. Ну и что, что цена была бы на 10% выше? Зато не надо брать кредиты.

8. Имея партнера который принимает прямое участие в работе предприятия, поделите с ним сферы ответственности сообразно своим и его способностям, а не сообразно тому чем каждый из вас располагает.
Пример: производством занимался человек который "без мыла в любую...", продажами - производственник. Итог печальный.

9. Выходя на рынок, минимизируйте риски - покупайте (изготавливайте) небольшую партию и пока не продадите ее всю, не ивнестируйте в приобретение новой. Сначала попробуйте рынок (и узнайте есть ли он вообще).
Пример: подписались сразу на 1200 единиц товара в год, имея рынок где с трудом продаются 300. При этом сам рынок очень велик - 25000 единиц продукции. Вроде бы всегда есть возможность оттяпать себе 5%. А оказалось что нет.

10. Не увлекайтесь кредитами пока не ясны перспективы бизнеса.

11. Еще до выхода на рынок с пробной партией изучите его. 
Пример: после начала продаж выяснилось, что крупных покупателя всего два, а средние и мелкие покрыты конкурентом из Беларуси (бывшим союзным флагманом отрасли), который задает верхнюю планку цены и продукту, где себестоимость на 80% сформирована импортным полуфабрикатом конкурировать с беларусами бесполезно.

12. С покупателями не ведитесь ни на какие обещания - основанием для ваших действий является только подписанный договор с жесткими санкциями за неисполнение обязательств.
Пример: один из двух крупных заказчиков обрисовал потребность в специфическом виде продукта, но не очень спешил подписывать договор. Специфический продукт был приобретен, договор в итоге подписан не был. Если бы не это, то 1200 единиц товара продались бы не за 4 года, а за три.

13. Будьте очень осторожны давая товар "на реализацию" и поставляя его с отсрочкой платежа.
Пример: два завода с советской историей обанкротились и не вернули деньги за товар. По исполнительным листам получена была фига с маслом - все минимально стоящее разобрали местные кредиторы.

14. СЛУШАЙТЕ СВОЕГО ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА - ПУСТЬ ОН ДАЖЕ (КАК Я ИЗНАЧАЛЬНО) НЕ РАЗБИРАЕТСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДАННОГО ПРОДУКТА И БИЗНЕСЕ.
тогда вы не купите специфического товара, приостановите контракт с иностранным поставщиком увидев что продажи идут очень плохо, не залезете совсем глубоко в кредиты. и пр.
иначе зачем вам нужен финансист - считать приход и расход может и бухгалтер

бизнес, партнеры, стартап

Previous post Next post
Up