О потере первого бизнеса

Nov 03, 2011 18:35

Оригинал взят у a_nalgin в О потере первого бизнеса

Кто не терял свой первый бизнес,
Тот вообще не бизнесмен!
Опоэтизированный Р.Т.К.

Один мой друг, ныне вполне успешный хозяин и гендир небольшого, но шустрого агентства маркетинговых коммуникаций, начал свой первый бизнес почти случайно, а потерял - вполне закономерно. В активе остался бесценный опыт и незамысловатая история рождения и краха рекламного монополиста.

Моя первая бизнес-идея возникла на пустом месте, - ударился он в воспоминания после обсуждения таких насущных тем, как глобальный кризис, игра российской футбольной сборной и выкрутасы близких женщин. - Сидели мы с сокурсником, два молодых лоботряса, у меня на хате, пиво пили. Как водится, напиток кончился раньше, чем иссякли темы для разговора, и я послал друга за добавкой к ближайшему коммерческому ларьку. Вернулся он не скоро, ибо заплутал по дороге к цели, и брякнул, мол, все у нас не как у людей, даже вывески нормальной торгаши сделать не могут, чтобы не искать часами их несчастную точку. Короче, эврика. Тут же, не вставая с дивана, мы договорились замутить бизнес по производству вывесок для магазинов и магазинчиков.

И, знаешь, старик, нам это предприятие даже удалось, - продолжил друг вспоминать боевую молодость и «лихие 90-е». - Во-первых, мы только что окончили художественный институт и хотели как следует встряхнуть этот закосневший в дурновкусии окружающий мир. Во-вторых, у моего сокурсника нашелся приятель, которому удалось задешево снять детский садик под офис, и он «за Христа ради» сдал нам часть площадей под конторку и под цех сразу. В-третьих, мне почти случайно удалось обаять одного муниципального чиновника, ведавшего торговлей и рекламой. В итоге бизнес-план оформился окончательно.

Чиновник наведывался к хозяевам ларьков и магазинов и прозрачно намекал, что нынешние вывески не соответствуют высоким стандартам здешнего муниципалитета, но если они закажут переоформление известному и уважаемому ТОО «Пупкин и Котлер», придирок к ним больше не будет. Непонятливых среди торгашей не находилось.

Мы моментально стали муниципальными монополистами, да. От заказов не было отбоя. Весь день мы сидели в офисе, важно принимая заказы и демонстрируя дизайны. А вечерами выпиливали эти чертовы вывески, монтировали, подклеивали, раскрашивали, свинчивали и т.п. Причем приятель моего сокурсника, который занимался какой-то непонятной торговлей, по доброте душевной давал нам в пользование свой «Иж-каблук» для развоза заказов.

Бизнес процветал. Мы ходили довольные и гордые собой. Так длилось ровно полгода.

А потом на того самого приятеля «наехали» какие-то бандиты, и он ударился в бега. Офис нам пришлось спешно покинуть, а «Иж-каблук» достался братве. Затем чиновника перекупила на корню более крупная контора, которая поставила изготовление вывесок на промышленную основу. После его ухода наше ТОО оказалось в районе «персоной нон-грата». Заказы иссякли. Бизнес погиб.

И хотя дело было в начале 1990-х, вынесенные моим другом уроки из этой истории актуальны и сейчас. Вот, что он сформулировал для себя:
1. Любая «халява» - это троянский конь для бизнеса. Она дестимулирует поиск эффективных бизнес-решений, внушает ложный оптимизм и вообще имеет неприятное свойство заканчиваться в самый неподходящий момент. Бизнес, основанный на халявных ресурсах, нежизнеспособен в нормальной рыночной среде.
2. Монополизм - это яд для бизнеса. Как и халява, он отучает бизнесмена улавливать сигналы рынка, лишая его необходимой гибкости. Кроме того, за редкими исключениями, монополия - это ненадолго, тогда как правильный бизнес должен строиться в расчете на Вечность.
3. Коррупция - это смерть для бизнеса. Вовлеченный в коррупционные схемы бизнесмен рискует намного больше, чем тот, кто привык действовать «в рынке». И хотя ни один бизнес не делается в белых перчатках, все эти взятки, откаты, распилы - уже из разряда откровенного г***. Лучше уж таракана слопать

конкуренция, бизнес, философия, стартап

Previous post Next post
Up