Эта история началась в 1830 году, когда на праса да Фигейра, где сейчас буйствуют скейтеры и звенят трамваи, был большой рынок. Горожане приходили туда, чтобы купить овощи, мясо, свежую рыбу и цветы, обменяться свежими сплетнями и запастись лечебными настоями и травами в лавке старой сеньоры Карлоты.
Сеньора Карлота была не только травницей - на рынке она считалась кем-то вроде няни. Пока родители обходили торговые ряды, дети собирались около крохотной лавки и слушали бесконечные сказки Карлоты, рассказывали ей свои секреты и просили залатать любимых тряпичных кукол. По этой части Карлота была большая мастерица - в ее руках оживала даже самая потрепанная игрушка.
И однажды к надписи Ervanaria Portuguesa на вывеске лавки добавились слова
Hospital de Bonecas. По адресу praça da Figueira, 7 открылось удивительное заведение: "Больница для кукол".
Назвать это место реставрационной мастерской может только человек с ампутированным воображением. Здесь принимают в починку... простите, на лечение... антикварных фарфоровых барышень и пластиковых уродцев из "хэппи мил". Здесь латают прохудившиеся мягкие игрушки и восстанавливают кружева на платьях старинных кукол. Сюда безутешная владелица драного плюшевого медведя может звонить каждый день и спрашивать, как чувствует себя мишка, хорошо ли он спал, ладит ли с соседями по палате. И даже если на "соседней койке" лежат грузовик с оторвавшимся колесом и китайская барби, хозяева Hospital de Bonecas обстоятельно и очень серьезно расскажут ребенку, как дела у пациента. Так было при сеньоре Карлоте, и так все осталось по сей день.
Однажды в Кукольную больницу привезли тедди бира, вылечить которого было просто невозможно - настолько он был ветхий. Игрушка жила в семье не один десяток лет, переходила от одного поколения к другому... В общем, выкинуть медведя на помойку было немыслимо. И тогда "врачи" Hospital de Bonecas сделали его точную копию, а внутрь, под новую шкуру, поместили старого заслуженного тедди. И оставили крохотное отверстие, через которое можно было потрогать игрушку, ставшую семейной реликвией.
Сейчас Кукольная больница расширяется. На первом этаже - магазин с той самой мебелью. Есть еще "палаты", где держат "пациентов", операционные, есть ателье, где можно заказать для куклы свадебное платье или нарядную шляпу. Снимут мерки, назначат время примерок, сошьют, упакуют в красивую коробку. Есть даже морг - там находят покой игрушки, не подлежащие восстановлению. Некоторые "умершие" куклы становятся донорами для своих более везучих собратьев.
Я не знаю, почему меня так потрясла эта Кукольная больница. Может потому, что Лиссабон - это единственный город, где почти двести лет, не закрываясь на время войн, революций, диктатуры и прочих катаклизмов, может существовать такой странный бизнес. А может потому, что я никогда не видела такого бережного отношения к детству.
dodo_space