Наступил очередной день нашего вояжа. Утро было туманным и пронизано звуком моторов рыбачков, снующих через протоку. Собрались быстро, поехали резво. Чтобы попасть на южный берег Пизанца на минимальное расстояние до озера, нам надо было сделать небольшой крючок-километров эдак 60...
Не смогли проехать мимо деревушки Юккогуба на мысу, вдающемиуся в Маслозеро. Троицкая часовня 16 века удивила-
дверь высотой полтора метра, отсутствие креста... Внутри опрятность и ухоженность, никакого запустения, особенно понравились детские куклы под иконой:
Кстати, сама деревня оставила двоякое впечатление. Рядом с полуразрушенными мощными домами строились вполне современные дачи. Однако никаких признаков входящего электричества обнаружено не было, зато дежурный телефонный аппарат, так назойливо внедряемый в каждой, даже полуумершей деревушке, был запитан двояко-от ветряка и солнечных батарей
Как там говорится: долго ли, коротко ли... доехали до поселка Паданы, причем карелы говорят с ударением на первом слоге, ПАданы. На описании поселка остановлюсь поподробнее. Первые письменные упоминания - в XVI век, археологические находки эпохи неолита. Древние летописи эти места именовали не иначе как "Лешие озера", "Лопь дикая", заселяли их племена лопарей-саамов. Последние в административном отношении находились в зависимости от Новгорода, выплачивая ему дань, однако, сохраняли при этом самоуправление. XVIII век Никольский Паданский погост в силу своего географического местонахождения пережил сравнительно благополучно. Глухомань, бездорожье и удаленность от натоптанных торговых путей, ведущих из Швеции в Поморье, обеспечили паданчанчам относительно спокойную жизнь, разорительные военные походы шведов обошли погост стороной. В XVIII веке паданчане благополучно переживают Северную войну, коснувшуюся их скорее рикошетом. Ратники Паданского погоста сражались в войсках Петра Первого. Это время наивысшего административного расцвета Никольского Паданского погоста - в 1777 году пригород Паданск в уездный центр - уездный город Паданск. Пять лет уездные власти рассылали из города Паданска циркуляры и предписания для исполнения. Но звездный час был краток, и уже с 1782 года по административным соображениям - прежде всего из-за отсутствия удобных путей сообщения и экономической бесперспективности - уездный город упраздняется. Его степень передается Повенцу, а Паданы переводятся в разряд слободы. Народная присказка отразила этот факт в пословице: «Повенец, Повенец - тебе Паданы отец»
Промышленных предприятий здесь не было. Первый завод около Падан будет основан только в 1895 году (Сеговецкий чугуноплавильный). Жители Падан все были православными. Однако это не мешало им после службы отправиться с подношениями к "Священному камню" возле Падан или специально съездить к Селецким соснам на Макосооди. Церковь относилась к этому терпимо и боролась в основном со старообрядчеством, остерегалась лютеранского влияния. Основными занятиями крестьян являлись промыслы и земледелие. Весьма прибыльным делом для паданчан являлось производство железа и меди на лопских заводах, которые местные жители называли "ямами". Из своего железа они изготовляли все (от сковород до ножей) вплоть до начала XX века. В 1911 году паданские крестьяне отказывались покупать привозные товары. Приехавший в Сегозерье фабрикант Белопольский смог сбыть жителям только ситец, соль.
В 1913 году в связи с 300-летним юбилеем дома Романовых в Паданах открывается училище 2-й ступени (обучение с третьего по шестой классы). Шло последовательное благоустройство жизни, открывались учебные заведения, земская больница (1884 год), почтовое отделение (1879 год), бесплатная столовая и приют для бедных детей (1870-е годы), общественная библиотека (1879 год), Возникает даже пожарная команда (1899 год). Несмотря на административное процветание, экономическое положение села тяжелое; голод и нищета преследуют крестьянские семьи.
Войны и революции слабо затронули Паданы, однако при эвакуации на баржах по озеру в Сегежу во время ВОВ в одну из них попала финская бомба. На баржах эвакуировали детей… А теперь…пережить более трудное мирное время может и не придется. Умирает некогда процветающий передовой леспромхоз, от былого величия остались неуверенные воспоминания. Из трех тысяч рабочих леспромхоза в настоящее время трудится около трехсот. Однако, несмотря ни на что, поселок живет, точнее выживает. Паданы - это также родина первого карельского чемпиона Олимпийских игр - лыжника Ф.Терентьева.
Все выше, выше и выше... карабкаемся по направлению к Пизанцу. Дороги лесные, т.е. между "так себе" и "отвратительно", пейзажи Карельские, т.е. между "ваааууу!" и "ах*ееееть!")))
Готовясь лазать по мокрой от росы и дождя тайге мы предприняли ряд гидроизоляционных мер. Честное слово, никто не сговаривался нарядиться в одинаковые цвета, просто так получилось))) Да, и еще... мне тут подсказывают что у Аньки крутые сапожки)))))
В описаниях подъездов к озеру Пизанец крылась примерно такая фраза: можно доехать до стоянки у озера, а примерно 800 метров придется пройтись по хорошо нахоженной тропинке. Фигушки! Натоптанная тропка забирала в сторону и вела к соседней ламбушке. GPS был безжалостен-я веду свой "гарем" в сторону от заветной цели. Вернулись, поискали мистическую тропку. Не нашли-пришлось идти по азимуту... Все как вчера, то вверх то вниз, то скалы то болота... Проведите вдоль какого-нибудь хайвэя линию длиной даже в километр, пройдитесь по ней. Так вот, это ничего не значит в условиях сильнопересеченной карельской тайги-эти 800 метров по прямой (конечно условно "по прямой"))) мы преодолевали почти 40 минут. Преодолели, естественно, правда пришлось потрудится. Наши старания были вознаграждены так, что мы не знали что сказать- "ваааууу!" или "ах*ееееть!")))
Немного расскажу здесь об этом удивительном озере. Озеро Пизанец представляет собой узкий, длинный и глубокий разлом земной поверхности, заполненный водой. Название «Пизанец» переводится как “длиннейшее” , правда не знаю с какого языка. Но не с португальского и не с иврита-это факт))) Причина возникновения подобного природного объекта неизвестна, но не исключено, что по той же именно причине плато Воттоваара имеет глубокие разломы в граните. Озеро очень узкое, его длина 5-7 километров, а ширина 100-200 метров. Такие неточные данные по длине обусловлены особенностями измерений. Один вариант получается по карте, однако если посмотреть вживую, то убеждаешься что в южной части озеро неоднократно перекрыто скальными осыпям и завалами. Северный берег озера ничем не отличается от других озерных берегов Карелии, и именно южный берег делает Пизанец неповторимым и одним из красивейших природных объектов средней Карелии. Берега озера в южной части очень крутые и представляют из себя каменные отвесные станы и осыпи. При этом от озера отделены два маленьких озерца, одно из них под завалом соединяется с основным озером.
Скорее всего озеро образовалось в результате землетрясения, иначе придется объяснять природу его происхождения потусторонними силами))). Вы только представьте, при ширине около 100 метров к тем же ста метрам приближается высота берегов. Да какие там берега - в южной части это почти отвесные стены, по которым спуститься и подняться можно только со специальным снаряжением. Восточный берег порос соснами, цепляющимися за трещины и уступы, а западный берег Пизанца - это серая гранитная стена, за которую смогли уцепиться единицы. Именно вид на западный берег и открывается со смотровой точки, до которой мы добрались. Любопытно было бы спустить небольшую резиновую лодку, выплыть туда, где высота стен максимальна и почувствовать себя песчинкой среди каменных исполинов. Коварство природы ощущается и тогда, когда подойдя к самому краю уступа, понимаешь, что камни «живые» и подвижные. Неосторожный шаг может вызвать обвал берег, хотя скорее всего это домыслы. Однако проверять не хочется)))). Существует легенда что на Пизанце в этих скалах есть пещера, где во время войны была база партизан. ИМХО-это брехня))))
Практически за этим мысом мы еще вчера сидели на берега после мощного марш-броска к озеру и махали охреневшим байдарочникам,проплывавшим мимо
Девушки решили что им обязательно быть запечатленными на фоне этого чуда
Все хорошее рано или поздно заканчивается. Точнее не так-хорошее остается, остается надеюсь навсегда. Неумолимо исчезает наша возможность любоваться этой красотой. Нам вечно не хватает времени, не хватает свободы чтобы наслаждаться явившимся нам чудом, впитывать его столько, сколько будет душе угодно. Пока не насытится. Пока не обуяет страсть, тяга к прекрасному, но к другому прекрасному. А эти прекрасные образы надеюсь навсегда останутся в нас, и пускай это звучит несколько высокопарно но я знаю по крайней мере еще четверых людей которые подтвердят все мои слова. Короче-надо возвращаться, цель путешествия достигнута. Прощальный взгляд на склоны хребта по дороге к Озеру. (как Воттоваару часто называют просто Гора мы решили Пизанец называть просто Озеро)
Долго искать место для ночевки не пришлось-присмотрели еще по дороге к Озеру. Нас приютило озеро Мярат, богатое на оборудованные стоянки. Последняя ночь нашей поездки...
Ну вот и утро последнего дня нашего вояжа. По дороге к цивилизации нам явилось нефотографибельное чудо. Чудом показалась машина милиционеров, стоявшая на развилки таёжных дорожек с весьма любопытным, но адекватным экипажем. Феерично взмахнув волшебной полосатой палочкой они остановили нашу скромную колонну, заподозрив в нас нелегальных охотников. Изрядно повеселившись моим командам ("тавааааарищи Женщины" и "по машииинаам!") они отпустили нас даже не удивившись что одна машина была без госномера-ну пал он при штурме очередного брода, что теперь делать-то, правда? ))))) Дальше движемся по цивилизованным дорогам, как нам казалось после углубления в тайгу. Пейзажи продолжают восхищать:
Попадающиеся по дороге деревушки все больше напоминают декорации к фильму о погибшей цивилизации. При фотографировании последнего дома с обвалившейся крышей было прервано суровым (так ей казалось) криком бабушки, которую я так и не обнаружил. Крик разносился откуда-то из-под оплывшей кровли и однозначно нес в себе ругань в мой адрес. Ругань была оформлена достаточно четко-дескать я не давала вам разрешения фотографировать мой дом и прилегающую территорию. Ну, опуская междометия, где-то так...
Очередное из встреченных озер называлось Янгозеро. Ну-ка, попробуйте найти на первом снимке уток! Сколько их?))))
Нет, у нас с машинами все в порядке, не переживайте. Просто на подъезде к Кондапоге с Севера стоит памятник катку из мультфильма "Ну, погоди!" А если серьезно, то это дорожники так балуются-поломавшийся старый каток надо как-то утилизировать, а это стоит денег. Вот и ставят они памятники себе, дорожникам... Девчонки конечно не удержались чтобы на нем не покататься)))
Наш вояж товарища Сухова еще продолжался, но смысловая нагрузка уже была сведена на нет. Мы гнали в сторону Питера по мурманке, переполненные впечатлениями и эмоциями. Обсуждать их по рациям стало такой укоренившейся привычкой, что еще на скоро мы привыкли к нашим телефонам... Во время очередной остановки бросили прощальный взгляд на ставшую еще более родной Карелию:
Еще ничего не закончилось-просто завершился очередной этап пополнения нашего багажа впечатлений из Карельских бездонных кладовых. Расслабляться не стоит-скоро опять в дорогу... Однозначно!!!
Кто хочет посмотреть наш вояж сначала-вам
СЮДАКто хочет посмотреть предыдущий день-вам
СЮДА