Пизанец по полной, второй день

Oct 19, 2011 03:38

Продолжаю неспешно выкладывать накопившиеся за сезон фотки, слегка сдабривая их пояснительными записками. Неуклонно продвигаемся к озеру Пизанец, не забывая уделять внимание проезжаемым красотам.




Очень быстро в нашей компании прижилась фраза товарища Сухова из фильма "Белое солнце пустыни" - "Тавааарищи женщины..."))) Ну вот, гарем тов.Сухова проснулся, позавтракал-и в путь)))
1.


ВПП в поселке Гирвас.Попадаются рукотворные объекты поражающие своим размером, духом, будящие мысли и воображение. Такой объект в виде взлётной полосы длиной 4300м, а по ширине не уже Ленинского проспекта в Санкт-Петербурге. Находится между новой Мурманской трассой и посёлком Гирвас рядом с Пальеозеро. Наиболее правдоподобные истории о недалеком прошлом этого аэродрома говорят о том, что он "был раньше запасным военным аэродромом. Там жили несколько солдат и офицер, сторожили аэродром. Изредка прилетал истребитель из Бесовца, ещё реже из Подужемья для тренировки. Посадки гражданских были только по согласованию."
2.

3.


А в начале 80-х годов прошлого века этот аэродром использовала в летний сезон поисково-съемочная экспедиция с самолетами Ан-2. Попадались правда рассказы, что это ни что иное как аэродром стратегической авиации. Или, что здесь было несколько нелегальных посадок Ил-76 с контрабандой из Китая. Так это или не так, тем не менее место здесь любопытное. Кстати, проведя замеры с помощью спидометров автомашин и GPS выяснили, что длина ВПП составляет 2270 метров. Проверяйте компилированные с интернета данные!)))
4.


Далее посетили Поор-порог. Хотя на картах эта местность и обозначена как водопад Поор-порог, порогом он был до строительства каскада ГЭС в 50-х годах прошлого века. В свое время река Суна, пересекая диабазовые гряды, на своем пути образовала 3 водопада: Гирвас, Поор-порог и Кивач. На Гирвасе река после входного гладкого водопада на протяжении полукилометра стремительно прорывалась через уступы скал в диком каньоне. В Поор-пороге она низвергалась тремя исполинскими ступенями на протяжении 50 м.
5.

6.

7.

8.


Во время сплава леса по Суне были сооружены гидротехнические сооружения, обходящие естественные препятствия, плотину в Гирвасе, Поор-порог. На Поор-пороге подобный лоток начинался бетонным входом, далее были проложены деревянные настилы. В конце лотка бревна скатывались в спокойные воды разлива, образовавшегося после порога.
9.


Судя по сохранившейся разметке здесь проходил один из этапов "Ладога-Трофи". Ребята они скрытные и о местах проведения не распространяются кроме зарегестрированых участников, но тут похоже пропалились)))
10.

11.

Этот порог представлял собой типичный каскад из двух главных ступеней одинакового падения и протяженности. Падение водопада было несколько больше, чем у водопада Гирваса (о нем далее) - 16.8 метра, информация не проверена))). До шести скал-островков разделяли верхний каскад на правую и левую протоки.Схема Поор-порога, только Север-Юг походу дела перепутаны)))
12.


Такое распределение потока на несколько причудливо перебивающихся струй придавали водопаду необычайную живописность. Сейчас путь Суны прегражден плотиной и дамбами несколькими километрами выше по течению и по скалам бегут лишь ручейки набежавшие от дождей да из просачивающихся запоров дамбы. О мощи и красоте водопада можно догадываться смотря на обнажившиеся скалы да старые фотографии Прокудина-Горского. Вообще знаменитый фотограф любил водопады на реке Суна. В интернете достаточно ссылок на его работы:
13.

Обсуждение фотографий Прокудина-Горского сделанных в этих местах можно почитать здесь: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=13207#p13207

Перебираемся на южную плотину. Для функционирования Пальеозерской ГЭС на р.Суна было всего построено 3 плотины высотой 8 метров и длиной 100, 130 и 1910 метров. последняя представляет собой подпорную насыпную дамбу которую еще предстоит посетить. Так же были прорублены в скалах 2 канала-Пионерный (севернее поселка) подводящий воду к зданию ГЭС и далее в Пальеозеро, и водосбросный (южнее), представляющий собой высохшее русло реки Суна. Вот по последнему мы и полазаем, свято веря в надежность запорных узлов плотины.
14.

15.

16.

17.


Каналы прорублены естественно руками заключенных. Титанический труд...
18.

19.


От плотины на водопаде Гирвас начинается канал-лоток длиной несколько километров, обходящий пороги. Сам канал представляет собой зарастающую помойку, а вот воротам в него мы нашли использование:
20.

21.


Переехав по плотине Пионерный канал пошли на разведку. Про Гирвас можно сказать еще следующее: это уникальный геологический объект-самый древним (около 2 млрд. лет) кратером вулкана в Карелии. При проведении палеовулканологических исследований вулканических образований в районе северной окраины п.Гирвас в русле водосброса Пальеозерской ГЭС осенью 1966 года были обнаружены своеобразные вулканические породы, которые слагают сложнопостроенный вулканический аппарат, названный Гирвасским вулканом. Не надо искать на фотографях его жерло))))
22.


Перекрытье русло и дамба наверху
23.

24.


К сожалению у нас не было с собою вертолета, да и открывать запоры в дамбе нам не разрешили бы... Так что для общей картины выкладываю фотки взятые с вышеназванного сайта. Мы фотографировали в этот раз правее желтых стрелок.
25.

26.


Вообще район поселка Гирвас достоин более длительного посещения, но нам надо торопиться дальше. Мимо такого чуда в поселке Святнаволок мы проехать не смогли-коровы лениво ждали свой автобус))))
27.

28.


Дом веселого моряка)))
29.


Проехав по отвратительной дороге до Поросозера, свернули на Север и в поселке Гимолы углубились в тайгу по направлению к Воттовааре.







Преодолевая брод за бродом начали нести потери-у московского экипажа
annadavydova потерялся передний номер. Посовещавшись, решили что нас не смутить таким пустяком и двинулись дальше в погонюза ускользающим солнцем.





Дорога осложнялась изобилием порушенных мостов. какие-то преодолевались достаточно спокойно, какие-то приходилось чинить. Неужели мы здесь должны проехать?



Попробуем...делай как я!!!



...или делай как я сказал)))



Темнело быстро. Дороги становились все отвратительнее, да и момент заката не вернешь... Фотограф во мне возобладал-принял решение прекратить рубиться дальше а идти смотреть садящееся солнышко-мы ведь не за экстримом приехали, а за зрелищами и впечатлениями:







Лагерь поставили быстро и без суеты. Ночь была звездной и ветреной. Сказочной...



А рассказ про Воттоваару и еще многое другое будет в следующей части. Кто почему-то не смотрел первую часть, вам
СЮДА






автопутешествие, осень, путешествие, природа, Гирвас, Карелия

Previous post Next post
Up