На фоне всеобщей уверенности, что Государственная Дума осудила пакт Молотова-Риббентропа, а если не Дума, то уж во всяком случае Съезд народных депутатов СССР это сделал, хотелось бы напомнить, как оно было на самом деле.
А путают многие, вот и тов.Путин туда же. Цитата из РИА "Новости" за 10 мая 2005:
Эстонская журналистка спросила главу государства на русском языке, по каким причинам Россия не хочет извиниться за якобы оккупацию балтийских стран.
"Вы так хорошо говорите по-русски, что уверен и читаете не хуже. Возьмите, пожалуйста, постановление съезда Народных депутатов 1989 года, где черным по белому написано: "Съезд народных депутатов осуждает пакт Молотова-Риббентропа и считает его юридически несостоятельным. Он не отражал мнения советского народа и является личным делом Сталина и Гитлера", - сказал Путин.
А теперь - текст постановления Съезда народных депутатов от 24 декабря 1989:
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 1989 г. N 979-1
О ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ
СОВЕТСКО - ГЕРМАНСКОГО ДОГОВОРА О НЕНАПАДЕНИИ
ОТ 1939 ГОДА
1. Съезд народных депутатов СССР принимает к сведению выводы Комиссии по политической и правовой оценке советско - германского договора о ненападении от 23 августа 1939 года.
2. Съезд народных депутатов СССР соглашается с мнением Комиссии, что договор с Германией о ненападении заключался в критической международной ситуации, в условиях нарастания опасности агрессии фашизма в Европе и японского милитаризма в Азии и имел одной из целей - отвести от СССР угрозу надвигавшейся войны. В конечном счете эта цель не была достигнута, а просчеты, связанные с наличием обязательств Германии перед СССР, усугубили последствия вероломной нацистской агрессии. В это время страна стояла перед трудным выбором.
Обязательства по договору вступали в силу немедленно после его подписания, хотя сам договор подлежал утверждению Верховным Советом СССР. Постановление о ратификации было принято в Москве 31 августа, а обмен ратификационными грамотами состоялся 24 сентября 1939 года.
3. Съезд считает, что содержание этого договора не расходилось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований. Однако как при заключении договора, так и в процессе его ратификации скрывался тот факт, что одновременно с договором был подписан "секретный дополнительный протокол", которым размежевывались "сферы интересов" договаривавшихся сторон от Балтийского до Черного моря, от Финляндии до Бессарабии.
Подлинники протокола не обнаружены ни в советских, ни в зарубежных архивах. Однако графологическая, фототехническая и лексическая экспертизы копий, карт и других документов, соответствие последующих событий содержанию протокола подтверждают факт его подписания и существования.
4. Съезд народных депутатов СССР настоящим подтверждает, что договор о ненападении от 23 августа 1939 года, а также заключенный 28 сентября того же года договор о дружбе и границе между СССР и Германией, равно как и другие советско - германские договоренности, - в соответствии с нормами международного права - утратили силу в момент нападения Германии на СССР, то есть 22 июня 1941 года.
5. Съезд констатирует, что протокол от 23 августа 1939 года и другие секретные протоколы, подписанные с Германией в 1939 - 1941 годах, как по методу их составления, так и по содержанию являлись отходом от ленинских принципов советской внешней политики. Предпринятые в них разграничение "сфер интересов" СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран.
Съезд отмечает, что в тот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирным договорам 1920 года и договорам о ненападении, заключенным в 1926 - 1933 годах, их участники обязывались взаимно уважать при всех обстоятельствах суверенитет и территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. Сходные обязательства Советский Союз имел перед Польшей и Финляндией.
6. Съезд констатирует, что переговоры с Германией по секретным протоколам велись Сталиным и Молотовым втайне от советского народа, ЦК ВКП(б) и всей партии, Верховного Совета и Правительства СССР, эти протоколы были изъяты из процедур ратификации. Таким образом, решение об их подписании было по существу и по форме актом личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не несет ответственности за этот сговор.
7. Съезд народных депутатов СССР осуждает факт подписания "секретного дополнительного протокола" от 23 августа 1939 года и других секретных договоренностей с Германией. Съезд признает секретные протоколы юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания.
Протоколы не создавали новой правовой базы для взаимоотношений Советского Союза с третьими странами, но были использованы Сталиным и его окружением для предъявления ультиматумов и силового давления на другие государства в нарушение взятых перед ними правовых обязательств.
8. Съезд народных депутатов СССР исходит из того, что осознание сложного и противоречивого прошлого есть часть процесса перестройки, призванной обеспечить каждому народу Советского Союза возможности свободного и равноправного развития в условиях целостного, взаимозависимого мира и расширяющегося взаимопонимания.
Председатель
Верховного Совета СССР
М.ГОРБАЧЕВ
Вот что заявила Госдума 27 мая 2005:
Заявление Государственной Думы Федерального Собрания РФ
"О попытках фальсификации истории"
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с возмущением воспринимают участившиеся в последнее время заявления парламентов государств Балтии, а также Польши, в которых предпринимаются попытки грубого искажения истории и "встраивания" подправленных версий причин и итогов Второй мировой войны в актуальный политический контекст. Особенно прискорбно, что это происходит, когда все человечество отмечает шестидесятилетие исторической Победы над фашизмом, решающий вклад в которую внесли народы Советского Союза при поддержке союзников по антигитлеровской коалиции. Независимо от национальности, вероисповедания, убеждений люди сражались за освобождение своей Родины и других государств от бесчеловечного нацистского режима, принесшего на оккупированные территории массовое истребление по национальному и расовому признаку. Шестьдесят лет назад никем не ставилось под сомнение правое дело Советского Союза и его союзников в борьбе с "коричневой чумой", послужившее объединительной основой для формирования антигитлеровской коалиции.
Депутаты Государственной Думы настаивают на том, что объявление Советского Союза, наиболее пострадавшего от гитлеровской агрессии, соучастником в развязывании Второй мировой войны не имеет ни исторического, ни правового, ни морального оправдания. В интересах объективности по отношению к историческому прошлому и во имя будущего Европейского континента необходимо признать тот очевидный факт, что война началась не с заключения в 1939 году пресловутого пакта Молотова-Риббентропа. Нашим коллегам из парламентов европейских государств следует в числе прочего вспомнить соглашение 1938 года, справедливо именуемое "мюнхенским сговором", давшее гитлеровской Германии возможность расчленить Чехословакию и способствовавшее развязыванию Второй мировой войны. Известна и позиция некоторых государств Европы, поощрявших действия фашистской Германии в угоду политической конъюнктуре, а зачастую и из-за схожести идеологий и режимов. Призывы к России, звучащие теперь и с трибуны Европейского парламента, покаяться в "оккупации" государств Балтии депутаты Государственной Думы считают лицемерными и циничными. Нечистоплотны также и попытки путем выдвижения "компенсационных" требований к России поживиться за ее счет, а заодно и предстать в глазах новых "старших братьев" на Западе "униженными и оскорбленными" в расчете на их снисхождение и поддержку. Не случайно поэтому в Риге - как, кстати, и в Тбилиси - факт приезда туда Президента Соединенных Штатов Америки был воспринят чуть ли не как карт-бланш на продолжение антироссийских выпадов. Депутаты Государственной Думы отмечают, что позиция США по этим вопросам является своего рода ориентиром для государств Балтии, и выражают недоумение в связи с принятием Сенатом Конгресса Соединенных Штатов Америки резолюции с требованием к России принести извинения за "незаконную оккупацию". США как государство - участник антигитлеровской коалиции принимали самое активное участие в послевоенном обустройстве Европы и в равной с СССР степени ответственны за все его последствия.
Безусловно, многие так называемые малые народы Европы в силу политической практики XX века нередко оказывались заложниками в игре крупных держав, причем не только Германии и СССР. Страдания и лишения, которые этим народам пришлось перенести, трагически сказались на их судьбах. Депутаты Государственной Думы разделяют скорбь всего мира по жертвам Второй мировой войны. Однако малым народам нужно принимать в расчет, что чаще всего они стояли перед выбором: полное уничтожение или продолжение существования в рамках другого государства. Депутаты Государственной Думы убеждены, что без Победы 9 мая 1945 года народы Прибалтики никогда не обрели бы своей государственности.
Депутаты Государственной Думы считают, что под безответственными и конъюнктурными попытками ревизии истории, "подгонкой" фактов прошлого в угоду сиюминутным политическим потребностям отдельных государств пора подвести черту. Фальсификация и замалчивание фактов прошлого не только оскорбительны для памяти миллионов жертв фашизма, но и способны нанести откровенный вред грядущим поколениям. История должна оставаться уделом историков. Иначе необходимо было бы инициировать обсуждение всего комплекса территориальных вопросов, доставшихся России в наследство, например, о правовых основаниях передачи Литве города Мемель (Клайпеда) в 1945 году или города Вильно и Виленской области в 1939 году. Однако ответственные политики сегодня не имеют морального права отягощать грузом прошлого и без того непростую дорогу в будущее всего Европейского континента.
Государственная Дума призывает парламенты государств Европы осудить все попытки реабилитации фашизма и искажения истории и объявить вне закона все формы национальной, расовой и иной дискриминации, недопустимые в Европе третьего тысячелетия.
Главный урок Великой Победы заключается в том, что народы должны быть единодушны и мыслить общими категориями демократических ценностей. Нельзя допускать строительства новых барьеров и блокпостов посреди континента, ибо разъединение рождает недоверие, а недоверие ведет к страху и желанию снова вооружаться, создавать военные блоки и альянсы против третьих стран. В общеевропейском процессе не может быть ни изгоев, ни изгнанников, - этого требует историческая память и справедливость.
Принято постановлением
Государственной Думы N 1923-IV ГД
27 мая 2005 года
И, наконец, вот что заявил к 70-летию войны Совет Федерации:
Заявление
Совета Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации
в связи с 70-летием начала Второй мировой войны
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в канун 70-летия начала Второй мировой войны призывает мировое сообщество честно и непредвзято подойти к оценке причин и последствий этого исторического события.
Вторая мировая война, начатая 1 сентября 1939 года, стала величайшей трагедией XX века. Она унесла жизни десятков миллионов человек. Память о них должна оставаться чистой, не запятнанной всевозможными искажениями в угоду политической конъюнктуре.
История вынесла свой вердикт - главными виновниками этой трагедии являются руководители нацистской Германии. Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал их действия по развязыванию агрессивной войны как тягчайшее преступление против человечества. Мировое сообщество признало этот приговор окончательным, не подлежащим пересмотру.
Вторая мировая война явилась результатом нараставших с начала 1920-х годов непримиримых противоречий между рядом государств мира, их эгоистичных амбиций и агрессивных устремлений.
В то же время нельзя не отметить, что, преследуя собственные цели, политические силы, находившиеся у власти в некоторых влиятельных европейских государствах, вплоть до самого начала Второй мировой войны препятствовали созданию на европейском континенте действенной системы коллективной безопасности, которая как тогда без участия СССР, так и сейчас без участия России немыслима. Внешней политике Москвы
1930-х годов можно давать различные оценки - это вопрос интерпретаций, но неоспоримым фактом является то, что СССР последовательно выступал за создание общеевропейской системы взаимных обязательств и гарантий, призванной предотвратить возникновение полномасштабного военного конфликта. К сожалению, эта позиция не получила поддержки у других государств ни во время одностороннего демонтирования гитлеровской Германией версальско-вашингтонской системы международных отношений, сложившейся по итогам Первой мировой войны, ни после аншлюса Австрии, ни тогда, когда, "умиротворяя" Гитлера, ему дали право определять дальнейшую судьбу Чехословакии - суверенного европейского государства.
Вторая мировая война стала не только тяжелейшим испытанием, но и уроком для всего человечества, которое, пережив эту трагедию, после 1945 года построило систему международных отношений на базовых принципах демократии, взаимного уважения, отказа от использования силы, заложенных в основу ООН и других международных организаций.
Однако в канун скорбной даты в некоторых европейских странах, в том числе и воевавших на стороне гитлеровской Германии, и международных парламентских структурах предпринимаются активные попытки пересмотреть реальные причины Второй мировой войны, возложить на СССР равную с гитлеровской Германией ответственность за ее начало, а заодно оправдать тех, кто стал пособником гитлеровцев, совершал злодеяния на территориях оккупированных нацистами стран и был повержен вместе с третьим рейхом.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решительно заявляет, что такие попытки являются прямым оскорблением нашего многонационального народа, который заплатил самую высокую цену за завоеванный мир. Шаги, направленные на ревизию истории, имеют далеко идущие политические цели, направленные на пересмотр итогов Второй мировой войны. В результате это становится источником подрыва сложившейся системы международных отношений и возникновения новых очагов напряженности между народами и государствами европейского континента, что идет вразрез с ключевыми принципами международных отношений и интересами безопасности и глобальной стабильности.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решительно осуждает попытки тенденциозного толкования исторических фактов, используемого в качестве инструмента в сегодняшней борьбе за влияние в мире.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассчитывает на понимание и поддержку со стороны всех, кому небезразлична историческая истина, мирное будущее Европы и всего мира.
Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Москва
18 июля 2009 года
Итак, секретные протоколы осуждены, сам пакт - скорее наоборот.