Сравнил тексты нового "Катехезиса" и "Православия" митр. Илариона на совпадения. Сами по себе они не еретичны, но показывают один из источников для текста катехезиса.
Удалось проверить до 40-й страницы включительно. Номера страниц даны относительно pdf-версии текста, взятой по ссылке:
http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-1/ - - -
Стр. 13
Церковь верит, что без принятия того Откровения, которое Бог дал человечеству через Своего Сына Иисуса Христа, спасение человека невозможно. Однако христианская вера никому не может быть навязана силой.
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к
нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). Христос стучится в двери сердца
человека, но вера в Него может родиться только через свободный отклик человека на призвание Божие.
Стр. 385
В конечном итоге все зависит от человека - от его свободного выбора. Бог никого не спасает насильно, но всех призывает: Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему (Откр 3, 20). Бог стучится в дверь человеческого сердца, а не вламывается в нее.
- - -
Стр.15
«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» - письменное.
Стр.215
Апостол Павел говорит: Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или
посланием нашим (2 Фес 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» - письменное.
- -
Стр. 15.
Существует словесное выражение Предания, будь то в письменном или устном виде,
но существует также та духовная реальность, которая не поддается словесному выраже-
нию и которая хранится в опыте Церкви, передаваемом из поколения в поколение. Эта ре-
альность есть не что иное, как богопознание, богообщение и боговидение, которые были
присущи Адаму до изгнания из рая, библейским праотцам Аврааму, Исааку и Иакову, бо-
говидцу Моисею и пророкам, а затем и «очевидцам и служителям Слова» (Лк 1:2) - апо-
столам и последователям Христа. Единство и непрерывность этого опыта, хранимого в
Церкви вплоть до настоящего времени, составляет суть церковного Предания.
Стр. 217
Таким образом, существует словесное выражение Предания, будь то в письменном или
устном виде, но существует также та духовная реальность, которая не поддается словесному
выражению и которая хранится в молчаливом опыте Церкви, передаваемом из поколения в
поколение. Эта реальность есть не что иное, как богопозна-ние, богообщение и боговидение,
которые были присущи Адаму до изгнания из рая, библейским праотцам Аврааму, Исааку и
Иакову, боговидцу Моисею и пророкам, а затем и очевидцам и служителям Слова (см.: Лк 1:2) -
апостолам и последователям Христа. Единство и непрерывность этого опыта, хранимого в
Церкви вплоть до настоящего времени, составляет суть церковного Предания.
- - -
Стр. 16
Священное Писание составляет неотъемлемую часть Священного Предания.
Писание отнюдь не самодостаточно и не может само по себе, изолированно от Пре-
дания, служить критерием истины. Книги Священного Писания создавались в разное вре-
мя разными авторами, и каждая из них отражала опыт конкретного человека или группы
людей. Первичным был опыт, а вторичным - его выражение в книгах Писания.
Стр. 217
Отвечая на поставленный ранее вопрос о том, является ли Писание чем-то внешним по
отношению к Преданию или составной частью последнего, мы должны со всей
определенностью сказать, что в православном понимании Писание является частью Предания и
немыслимо вне Предания. Поэтому Писание отнюдь не самодостаточно и не может само по
себе, изолированно от церковной традиции, служить критерием истины. Книги Священного
Писания создавались в разное время разными авторами, и каждая из этих книг отражала опыт
конкретного человека или группы людей, отражала определенный исторический этап жизни
Церкви (опять же Церкви в расширительном смысле, включая и ветхозаветную «Церковь»).
Первичным был опыт, а вторичным - его выражение в книгах Писания.
- - -
Стр. 17
У Матфея (8:28-34) Христос исцеляет двух бесноватых, а у Марка
(5:1-16) и Луки (8:26-36) - одного. Наличие разногласий между Евангелистами
в деталях при сходстве по существу говорит не против, а наоборот в пользу ре-
альности описываемых в них событий и достоверности описаний. Каждый из ав-
торов либо записывал по памяти то, что видел и слышал сам, либо пересказывал
события со слов одного из свидетелей происходившего, и следовательно мог рас-
ходиться в деталях с другим свидетелем. Наличие этих расхождений свидетель-
ствует о том, что между Евангелистами не было никакого «сговора», а следова-
тельно, должно рассматриваться как доказательство подлинности повествований
Евангелистов. В произведениях некоторых святых отцов и учителей Церкви при-
водятся примеры разрешения этих противоречий11.
Стр. 10
Между евангелистами имеются некоторые разногласия: например, Матфей рассказывает об
исцелении двух бесноватых ( М ф 8:28-34), а в параллельных повествованиях Марка и Луки
говорится об исцелении одного бесноватого; свидетельства четырех евангелистов о посещении
женами-мироносицами пустого гроба после воскресения Христа разнятся в деталях. Однако все
эти и подобные разногласия объясняются тем, что об одних и тех же событиях писали разные
люди, из которых одни были очевидцами событий, другие рассказывали о них с чьих-то слов,
повествования составлялись много лет спустя после описываемых событий. Наличие небольших
разногласий лишь увеличивает достоверность рассказа евангелистов, свидетельствуя о том, что
между ними не было сговора. Что же касается разногласий по существу, то таких между
евангелистами нет.
- -
Стр. 17-18
В православной традиции Священное Писание - Ветхий Завет и Новый Завет - воспринимаются как неделимое целое. Центральное место в нем занимает Евангелие.
Евангелие повествует о пришествии в мир, жизни, чудесах, учении, смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа. Священные книги древних евреев составляют Ветхий Завет, понимаемый Церковью как «приготовление к Евангелию». Вторая часть Нового Завета состоит из апостольских писаний. Послания апостолов содержат авторитетное толкование евангельской вести, а книга Деяний святых апостолов повествуют о миссионерских трудах апостолов, жизни первых христианских общин.
В соответствии с этим пониманием, священномученик Игнатий Богоносец призывает христиан к чтению Священного Писания: «Будем прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви. Будем любить также и пророков, ибо и они возвещали то, что относится к Евангелию, на Христа уповали и Его ожидали и спаслись верою в Него»13.
Стр. 219
В православной традиции Ветхий Завет, Евангелие и корпус апостольских Посланий
воспринимаются как три части неделимого целого. При этом Евангелию отдается безусловное
предпочтение как источнику, доносящему до христиан живой голос Иисуса, Ветхий Завет
воспринимается как прообразующий христианские истины, а Послания апостольские - как
авторитетное толкование Евангелия, принадлежащее ближайшим ученикам Христа. В
соответствии с этим пониманием священномученик Игнатий Богоносец говорит: «Будем
прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви. Будем
любить также и пророков, ибо и они возвещали то, что относится к Евангелию, на Христа
уповали и Его ожидали и спаслись верою в Него».
- - -
Стр. 19
В церковнославянскую и русскую Библию входят следующие неканонические книги Ветхого Завета: Вторая и Третья книги Ездры; Книга Товита; Книга Иудифи; Книга Премудрости Соломона; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова; Послание Иеремии; Книга пророка Варуха; три книги Маккавейские.
В церковнославянской и русской Библии имеются также неканонические дополнения к каноническим книгам Ветхого Завета: молитва Манассии в конце Второй книги Паралипоменон; псалом 151; дополнения к Книге Есфири; три фрагмента Книги пророка Даниила (3:24-90; 13; 14).
Стр. 224
К числу неканонических книг относятся: книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я книги Ездры, Послание Иеремии, книга Варуха и 3 книги Маккавейские, а также молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон, некоторые части книги Есфири, псалом 151, три фрагмента из книги пророка Даниила (3, 24-90; 13; 14).
- -
Стр. 20
Для православной традиции различие между каноническими и неканоническими книгами Ветхого Завета имеет относительный характер. Несмотря на то, что Православная Церковь не ставит неканонические книги наравне с каноническими, эти книги пользуются уважением как священные, полезные для чтения и назидательные. Более того, Книга Премудрости Соломона, Книга пророка Варуха, молитва Манассии и дополнения к Книге пророка Даниила читаются за богослужением, что свидетельствует о непреходящей значимости этих текстов для Православной Церкви.
Стр. 224
Для православного христианина различие между каноническими и
неканоническими книгами Ветхого Завета имеет условный характер, поскольку речь идет не о
православном или христианском каноне, а об иудейском каноне, завершенном независимо от
христианства. Основным критерием для определения каноничности той или иной книги
Ветхого Завета для Православной Церкви является ее употребление в богослужении. В этом
смысле неканоническими с православной точки зрения не могут считаться книга Премудрости
Соломона и те фрагменты книги пророка Даниила, которые отсутствуют в еврейском каноне, но
которые в православном богослужении занимают важное место.
- -
Стр. 20
В древней Церкви высказывались сомнения в догматической значимости и
каноничности некоторых книг Нового Завета... Споры относительно Апокалипсиса закончились тем, что он вошел в канон Нового Завета
Стр. 226
Относительно догматической значимости и «каноничности» Апокалипсиса в древней
Церкви единого мнения не было. ...Споры относительно Апокалипсиса закончились тем, что он вошел в канон Нового Завета, предназначенный для домашнего чтения.
- - -
Стр. 25
Безусловным и непререкаемым авторитетом в православной Церкви пользуются
решения Вселенских Соборов.
Вероопределения (оросы) Вселенских Соборов составляют основу догматического
Предания Церкви.
Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов:
I. Никейский 325 года,
II. Константинопольский 381 года,
III. Ефесский 431 года,
IV. Халкидонский 451 года,
V. Константинопольский 553 года,
VI. Константинопольский 680-681 годов, его продолжение - Трулльский 691-692
годов,
VII. Никейский 787 года.
Постановления Вселенских Соборов не подлежат изменению и являются общеобяза-
тельными для всех членов Церкви.
Стр. 230
Безусловным и непререкаемым авторитетом пользуются веро-учительные определения
Вселенских Соборов, прошедшие церковную рецепцию. Прежде всего речь идет о Никео-
Цареградском Символе веры, который представляет собой суммарное изложение православного
вероучения, принятое на I Вселенском Соборе (325) и дополненное на II Соборе (381). Речь идет
также о других догматических определениях Соборов, вошедших в канонические сборники
Православной Церкви. Эти определения не подлежат изменению и являются
общеобязательными для всех членов Церкви.
- - -
Стр. 26
Безусловным авторитетом обладает литургическое Предание Церкви.
Литургическое Предание является сердцевиной церковной жизни. Именно в бого-
служении и таинствах верующим непрерывно преподается полнота благодатной жизни во
Христе42. Духовная жизнь христианина невозможна без участия в таинствах, которые яв-
ляются залогом чистоты веры. Чинопоследования церковных таинств и священнодей-
ствий, молитвы и песнопения наполнены вероучительным содержанием43. Эти тексты яв-
ляются не просто творениями выдающихся богословов, но частью литургического опыта
многих поколений христиан: в течение многих веков они читались и пелись в православ-
ных храмах. Святитель Василий Великий писал о тождественности веры и церковной мо-
литвы: «У меня вера... всегда одна и та же, ибо... как веруем, так и славословим»44.
Стр. 230
Безусловным авторитетом пользуется литургическое Предание Церкви. По своей
догматической безупречности богослужебные тексты Православной Церкви следуют за
Священным Писанием и веро-определениями Соборов. Эти тексты являются не просто
творениями выдающихся богословов и поэтов, но частью литургического опыта многих
поколений христиан.
- - -
Стр. 27
О значении святоотеческого наследия говорит святитель Афанасий Великий, опре-
деляя «первоначальное Предание» как «веру Вселенской Церкви, которую передал Гос-
подь, проповедали апостолы, сохранили отцы»45. Вера, исповедуемая Церковью, опреде-
ляется как «вера апостольская, вера отеческая, вера православная»46.
Стр. 230
Святитель Афанасий Александрийский говорил о «первоначальном
Предании» и о «вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы,
сохранили отцы». Вера, исповедуемая Восточной Церковью, определяется как «вера
апостольская, вера отеческая, вера православная».
- - -
Стр. 27
В творениях святых отцов Церкви то, что не теряет своего значения со време-
нем, нужно отделять от преходящего, устаревшего, имевшего значение только в ту
эпоху, когда жил и творил тот или иной святой отец47. Кроме того, в святоотече-
ских писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и
что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений.
Частное мнение, даже если его авторитет основывается на имени человека, признан-
ного Церковью в качестве святого отца, поскольку оно не освящено соборной рецепцией
церковного разума, не может быть поставлено на один уровень с мнениями, такую рецеп-
цию прошедшими. Частное мнение, коль скоро оно было выражено кем-либо из отцов
Церкви и не осуждено соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не мо-
жет считаться общеобязательным для православных верующих.
Стр. 232
В святоотеческих писаниях, кроме того, следует отличать то, что говорилось их авторами
от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений
(теологуменов). Частные мнения не должны отсекаться для создания некоей упрощенной
«суммы богословия», для выведения некоего «общего знаменателя» православного
догматического учения. В то же время частное мнение, даже если его авторитет основывается на
имени человека, признанного Церковью в качестве отца и учителя, поскольку оно не освящено
соборной рецепцией церковного разума, не может быть поставлено на один уровень с
мнениями, такую рецепцию прошедшими. Частное мнение, коль скоро оно было выражено
отцом Церкви и не осуждено соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не
может считаться общеобязательным для православных верующих.
- -
Стр. 27
Вероучительные сочинения XVII-XIX веков, иногда называемые «символически-
ми книгами»48, обладают авторитетом в той мере, в какой они соответствуют уче-
нию святых отцов и учителей древней Церкви.
К числу авторитетных для Православной Церкви документов относятся, в частности,
«Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной»
(1662 год), «Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере»49
(1723 год), «Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко
всем православным христианам» (1848 год) и некоторые другие сочинения на догматиче-
ские темы, появившиеся в XVII-XIX веках. Православные вероучительные документы
этого периода носили главным образом полемический характер и были направлены либо
против католицизма, либо против протестантизма.
Стр. 232-233
Отдельного упоминания заслуживают сочинения на догматические темы, появившиеся в
XVI-XIX веках и иногда называемые «символическими книгами» Православной Церкви. Само
название «символические книги» заимствовано из протестантизма, где этим названием
обозначают нормативные вероучительные документы (например, Большой и Малый Катехизисы
М. Лютера, Аугсбургское исповедание 1530 г.). В ответ на протестантские символические книги
подобные же документы стали составлять римо-католики. Что касается православных
вероучительных документов этого периода, то они носили главным образом полемический
характер и были направлены либо против католичества, либо против протестантизма. К числу
таких документов относятся, в частности: ответы патриарха Константинопольского Иеремии II
лютеранским богословам (1573-1581); Исповедание веры митрополита Митрофана
Критопулоса (1625); Православное исповедание митрополита Петра Могилы (1642);
Исповедание веры патриарха Иерусалимского Досифея (1672), известное в России под именем
«Послания восточных патриархов»; ряд антикатолических и антипротестантских посланий
восточных патриархов XVIII - первой половины XIX века; Послание восточных патриархов
папе Пию IX (1848); Ответ Константинопольского Синода папе Льву XIII (1895)-
<...> Наконец, необходимо сказать об авторитетности произведений современных православных
богословов по вероучительным вопросам. К этим произведениям может быть применен тот же
критерий, что и к сочинениям древних учителей Церкви: они авторитетны постольку, поскольку
соответствуют церковному Преданию, поскольку отражают святоотеческий образ мыслей.
- - -
Стр. 27
Сноска 47. Например, многие естественнонаучные взгляды, содержащиеся в «Беседах на Шестоднев» святителя Василия Великого и в «Точном изложении православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, устарели, но богословское осмысление мира этими авторами значимо и в наше время.
Стр. 232
Например, многие естественнонаучные взгляды, содержащиеся в «Беседах на Шестоднев» Василия Великого и в «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина, являются устаревшими, тогда как богословское осмысление тварного космоса этими авторами сохраняет свою значимость и в наше время.
- -
Сноска 48. Называние «символические книги» заимствовано из протестантизма, где им обозначают нормативные
вероучительные документы.
Стр. 233
Само название «символические книги» заимствовано из протестантизма, где этим названием
обозначают нормативные вероучительные документы (например, Большой и Малый Катехизисы
М. Лютера, Аугсбургское исповедание 1530 г.).
- - -
Стр. 34
Учение о Боге, едином в трех Лицах, является сердцевиной православного вероиспо-
ведания, неотъемлемой составной частью церковного Предания; оно нашло отражение в
Символе веры и в богослужебных текстах.
Стр. 272
Учение о Боге, Едином в трех Лицах, является краеугольным камнем православного
богословия, неотъемлемой составной частью церковного Предания. Оно нашло отражение в
Символах веры, богословских трактатах отцов Церкви, богослужебных текстах, христианской
поэзии.
- - -
Стр. 35
В рассказе о явлении трех мужей Аврааму (Быт 18) множественное число чередуется
с единственным. Контекст повествования позволяет объяснить это тем, что иногда Авраам
обращается к трем мужам, а иногда к одному, и отвечают ему иногда все трое, а иногда
один - главный из них. Этот главный из трех мужей обычно отождествляется с Госпо-
дом, а два других - с ангелами (Быт 18:33 - 19:1). Однако в христианской богословской
традиции, нашедшей отражение и в православной иконописи (икона Пресвятой Троицы
преподобного Андрея Рублева), этот рассказ воспринимается как свидетельство о троич-
ности Божества.
В Ветхом Завете Премудрость Божия иногда предстает как одно из свойств Бога, а
иногда как ипостасная сила Божия, и тогда в ней усматривают проявление Второго Лица
Троицы.
Так, в Книге Иова и у пророка Исаии Премудрость предстает как свойство Бога: «У
Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов 12:13); «у Него могущество и премуд-
рость» (Иов 12:16); «дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис 28:29). Однако в
Книге Притчей Соломоновых, а также в Книгах Премудрости Соломона и Премудрости
Иисуса, сына Сирахова, Премудрость приобретает черты живого существа (Прем 7:21-28;
8:3-4; Прит 8:22-31).
Стр. 247
В рассказе о явлении трех мужей Аврааму (см.: Б ы т 18) множественное число тоже
чередуется с единственным. Контекст повествования позволяет объяснить это тем, что иногда
Авраам обращается к трем мужам, а иногда к одному, и отвечают ему иногда все трое, а иногда
один - главный из них. Этот главный из трех мужей отождествляется с Господом, а два других -
с Ангелами (Быт 18:33; 19, 1)- Однако в христианской богословской традиции, нашедшей
отражение и в православной иконописи (в частности, в иконе Пресвятой Троицы преподобного
Андрея Рублева), весь этот рассказ воспринимается как таинственное указание на троичность
Божества.
Существенную роль в Ветхом Завете играет представление о Премудрости Божией. Иногда
Премудрость описывается как одно из качеств Бога: у Него премудрость и сила, Его совет и
разум (Иов 12:13), у Него могущество и премудрость (Иов 12:16), дивны судьбы Его, велика
премудрость Его (И с 28:29). Однако в трех библейских книгах - Притчей Соломоновых,
Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова - Премудрость предстает как
сила Божия, наделенная чертами живого духовного существа:
- - -
Стр. 36
Одновременное явление трех Лиц произошло в событии Крещения Иисуса Хри-
ста на Иордане (Лк 3:21-22; Мф 3:16-17; Мк 1:9-11; Ин 1:32-33).
Согласно Евангелию, когда Иисус, крестившись от Иоанна, выходил из воды,
«отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и нис-
пускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Ко-
тором Мое благоволение» (Мф 3:16-17; Лк 3:21-22; Мк 1:9-11; Ин 1:32-33). В христиан-
ской традиции описанное событие воспринимается как одновременное явление трех Лиц
Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа: Сын явлен народу в человеческом облике,
голос Отца свидетельствует о Сыне, а Дух в виде голубя сходит на Сына. В Церкви празд-
нование Крещения Господня называется Богоявлением79. В тропаре этого праздника гово-
рится: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение. Родителев
бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине
извествоваше словесе утверждение... [Когда Ты, Господи, был крещен во Иордане, откры-
лось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя воз-
любленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал непреложность Его слова]»80.
Стр. 253
Из трех повествований, в которых звучит голос Бога Отца, наибольшую важность для
развития христианского учения о Боге Едином в трех Лицах, получило повествование о
Крещении Господнем. В христианской традиции описанное в нем событие воспринимается как
одновременное явление трех Лиц Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа: Сын явлен
народу в Своем человеческом облике, голос Отца свидетельствует о Сыне, а Дух в виде голубя
сходит на Сына. В Православной Церкви празднование Крещения Господня называется
Богоявлением. В тропаре этого праздника говорится: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
троическое явися поклонение. Родителев бо глас сви- детельствоваше Тебе, возлюбленного Тя
Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение» («Когда Ты, Господи,
крестился в Иордане, было явлено поклонение Троице, ибо голос Родителя свидетельствовал о
Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, а Дух в виде голубя подтверждал истинность этого
слова»).
- - -
Стр. 37
Святитель Григорий Богослов говорит о том, что тайна Троицы раскрывалась чело-
вечеству постепенно и поэтапно: «В течение всех веков было два знаменательных измене-
ния жизни человеческой...
Стр. 273
Размышляя о том, как тайна Троицы раскрывалась в истории, Григорий Богослов выдвигает идею
постепенного развития церковной догматики, которое происходит благодаря тому, что он
называл «прибавлениями», то есть благодаря постепенному уточнению и обогащению
богословского языка. ...
Новый Завет - лишь один из этапов «восхождения» христианского богословия «от славы в славу».
Это восхождение, по мнению Григория, будет продолжаться до скончания века:
В течение всех веков было два знаменательных изменения жизни человеческой...
- - -
Стр. 39
В Новом Завете тема отцовства Бога является центральной. Обращаясь к Богу в мо-
литве, Иисус называет Его Отцом. Желая, чтобы все верующие стали сынами Божиими,
Он научает их начинать молитву Богу словами: «Отче наш»100 (Мф 6:9; Лк 11:2). По мыс-
ли апостола Павла, право обращаться к Богу «Авва, Отче» является свидетельством усы-
новления христиан Богу: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Сво-
его, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты
Стр. 252
В Новом Завете тема отцовства Бога является центральной. Обращаясь к Богу в молитве, Иисус
называет Его Отцом: таких обращений в Евангелиях насчитывается 51. Иногда евангелисты
передают это обращение как Авва Отче (αββα ο πατηρ) - (М к 14:36), используя ласкательную
форму еврейского слова «отец», указывающую на особую близость Сына к Отцу. Эту близость
Иисус хочет разделить со всеми верующими, научая их начинать молитву Богу словами: Отче
наш (Мф 6:9; Лк 11:2). По мысли апостола Павла, право обращаться к Богу Авва, Отче является
свидетельством усыновления христиан Богу: А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа
Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и
наследник Божий через Иисуса Христа (Гал 4:6-7).
- - -
Стр. 40
В беседах с учениками и с иудеями Иисус Христос много раз говорит о Своем един-
стве с Отцом: ...
Стр. 255
В беседах с учениками и с иудеями, записанных евангелистом Иоанном, Иисус многократно свидетельствует о Своем
единстве с Отцом: ...
- - -
Стр. 40
В Евангелиях и Посланиях апостольских по отношению к Христу по преимуще-
ству употребляется имя «Господь» (греч. kyrios).
В Деяниях святых апостолов говорится о том, что Бог «соделал Господом и Хри-
стом» того Иисуса, Который был распят иудеями (Деян 2:36). «Бог воскресил Господа»,
говорит апостол Павел (1Кор 6:14). В апостольских посланиях неоднократно встречаются
выражения «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1Петр 1:3; Рим 15:6; 2Кор 1:3;
11:31; Еф 1:3,17; Кол 1:3) или «Бог Отец наш и Господь Иисус Христос» (Рим 1:7).
...Само по себе слово «Господь» не обязательно указывает на
божественность: оно обозначает уважительное обращение, «господин». Однако
уже в Септуагинте ...
Стр. 256
В Евангелиях и Посланиях апостольских имя «Бог» употребляется главным образом применительно к Отцу,
тогда как по отношению к Христу последовательно употребляется имя «Господь». В Деяниях
апостольских говорится о том, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, Который был
распят иудеями (Деян 2:36). Бог воскресил Господа, говорит апостол Павел (1 Кор 6:14). В
апостольских Посланиях неоднократно встречаются выражения Бог и Отец Господа нашего
Иисуса Христа (1 Пет 1:3; Рим 15:6; 2 Кор 1:3; 11, 31; Еф 1:3; 17; Кол 1:3) или Бог Отец наш и
Господь Иисус Христос (напр.: Рим 1:7), и другие сходные формулы.
Само по себе слово «Господь» (греч. Kύριος) как будто бы не указывает на Божественность:
оно обозначает «господин». Однако уже в Септуагинте...