Leave a comment

ОФФ-ТОП olegvm February 16 2016, 09:58:03 UTC
Я больше не смогу отвечать в жкрнале у Киприана.

Если интерес у Вас есть, то можно продолжить у Вас.

/но это описание уже последствий./

Это описание результата съедения яблока, т.н. познания добра и зла. По Максиму и Дамаскину это познание чувственных наслаждений и страданий.

/Отменить приговор Бог не мог, но мог испольнить его на Христе, жертва которого оказалась достаточной для оправдания от греха Адама и личных грехов сразу всех людей. Теперь уже с устранением осуждения исчезла смерть и тление./

Смерть пока еще совсем не исчезла, а зачем-то пока оставлена. И не все грехи всех людей оправданы. Я Вам писал, что у Афанасия на эту тему ничего подробного нет. Вы приводите из него самые общие моменты. Но и я о другом, да и юридическая доктрина просто о другом.

/Я это пониманию как принесение с должным расположением достаточной жертвы, которая была бы приятна и угодна в глазах Бога./

Благоухание приятное ветхозаветных жертв это просто дым от всесожжения. Тут важно, что именно этот дым был целью ветхозаветной жертвы, а не сама смерть животного.
Вопрос, что он прообразовывал. Прообразовывал он, конечно, чистоту Христа, выразившуюся в добровольном отречении от мира и жизни в мире.

"И как в Адаме склонность его личного произволения ко злу лишила естество [человеческое] общей славы, поскольку Бог рассудил, что человек, дурно обошедшийся со своим произволением, не настолько благ, чтобы обладать бессмертной природой, так и во Христе склонность Его личного произволения к благу лишила всё естество [человеческое] общего позора тления, когда во время Воскресения естество преобразилось через непреложность произволения в нетление, поскольку Бог разумно рассудил, что человек, не изменяющий произволения, вновь может получить обратно бессмертную природу. «Человеком» же я называю воплотившегося Бога Слово, Который посредством Воплощения ипостасно соединил с Собой разумную и одушевленную плоть. Ибо если изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество [человеческое], то непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие." (Вопросоответы к Фалассию, 42)

Reply

Re: ОФФ-ТОП dhmhtrios February 16 2016, 14:07:08 UTC
=Это описание результата съедения яблока, т.н. познания добра и зла. По Максиму и Дамаскину это познание чувственных наслаждений и страданий.=

Свое понимание я уже высказал, что там было много деревьев, они даже отвечали змею, что от всякого дерева позволено им есть, а только от этого запрещено. Вряд ли то дерево обладало какими-то особыми вкусовыми свойствами, превосходящие все другие деревья. Но для испытания надо было взять одно какое-либо дерево, дать одну заповедь, которую Адам не смог в итоге сохранить. И как результат Бог подчинил Адама смерти, а все остальное последствия этого.

=Смерть пока еще совсем не исчезла, а зачем-то пока оставлена. И не все грехи всех людей оправданы. Я Вам писал, что у Афанасия на эту тему ничего подробного нет. Вы приводите из него самые общие моменты. Но и я о другом, да и юридическая доктрина просто о другом.=
Ну это так в евангелии же написано, что побеждена смерть воскресением Христа, про жало смерти и победу ада и т.д. Это смерть касается только уже тела. У отцов про это тоже написано, что мы тут остаемся для подготовки к ЦН, для испытания, для свидетельствования миру, в котором мы светильники и т.д. Христианин уже не боится смерти, а ап. Павел писал, что даже желает разрешиться, чтобы быть со Христом, но ради пользы Церкви оставался еще в этом мире. А свт. Мефодий Патарский писал, что смерть введена для пользы, чтобы грех не владел человеком вечно.

Подробно расписывать всё учение об Искуплении нет возможности, можно рассмотреть или самые общие моменты или какой-то частный вопрос. Если Вы настаиваете, что догматика Макария ошибочна, то должны показать какие конкретно главы и цитаты противоречат православию, что их нельзя свести к текстам Писания, трудам отцов или допустимым выводам из них. Причем, все эти возможные погрешности не должны быть мелкими, ведь чтобы отвергнуть догматику Макария, они должны быть существенными.

Я когда только знакомился с православием, то начал с общения в чате, там был священник и миряне, а также протестанты. Обсуждали разные вопросы, в том числе учение о спасении. Мне очень помогло такое онлайн общение. Священник этот был лично знаком с Кураевым (сейчас, думаю, он уже не так хорошо к нему относится), поэтому применял кураевские приемы высмеивания Бога-шизофреника, отправляющего невинного Сына на казнь, чтобы выместить на нем свой гнев, а грешникам потом написать, что больше на них не гневается. Это все приводило неопротестантов в ступор, хотя они всего лишь повторяли слова Писания, не имея какого-то систематического богословия.

Я начал присматриваться и меня стало напрягать, что букву Писания надо было объяснять как плохое влияние разных исторических особенностей. Пришлось копать глубже и читать рекомендуемые тексты органической/нравственной теории, а потом и то, что называют юридической и латинской. Все это закончилось долгими, иногда даже непрерывно недельными холиварами и взаимными обидами из-за разногласий по этому именно вопросу. Так что я сознательно пришел к этой версии учения об Искуплении, и все это выстрадано собственными долгими размышлениями и переживаниями на эту тему.

Ансельма по теме читал, он добротно пишет, все по полочкам и логически связно раскладывает, ничего особо крамольного не нашел, можно и не пользоваться, но почитать полезно. Фому не читал, специально оставил на будущее, когда закончу чтение отцов посмотрю и его...

Но вот когда читал Ваши посты о литургическом варианте, то почти о каждую мысль спотыкался, нигде такого раньше не читал. Она для меня как черный ящик, какие вопросы задать можно, но основание не понятно. Скорее всего это новое изобретение и никто до революции так не верил, также нельзя будет показать цепь преемства (от отцов и до нас) в исповедании этой версии.

Reply

Re: ОФФ-ТОП olegvm February 16 2016, 17:13:58 UTC
/Вряд ли то дерево обладало какими-то особыми вкусовыми свойствами, превосходящие все другие деревья./

О вкусовых свойствах я никогда не задумывался, но только это дерево давало "познание добра и зла", что по Максиму и Дамаскину означало познание чувственных удовольствий и страданий или еще в более широком смысле это познание человеком своей природы. И к этому познанию по их мысли человек был не готов, а познав удовольствия и страдания, человек привязался внеразумной силой души к удовольствиям и стал раздражаться от страданий.

У Никиты Стифата в Трактате о рае так:

"Поэтому ведь и запрещено Богом, сказавшим: «А от дерева познания добра и зла, не ешьте от него; ибо в день, в который вы вкусите от него, смертию умрете» (Быт. 2:17). Ибо естественным образом наблюдение нашего тела и созерцание его устройства увлекает несовершенного, даже и не желающего, в ведение гладкости удовольствия43, и не только, но и, как сказано, в непристойные волнения и представления; справедливо ради него (несовершенного) изрекается присно для нас божественный возглас: Двери! Двери! вонмем!. Посредством удвоения осязаемых дверей учреждена охрана от недостойных помыслов и самих, я утверждаю, чувств, через которые смерть имеет обыкновение входить в душу человека.
И справедливо: ибо принимающийся без опыта и без предосторожности за созерцание устройства нашей природы, имея образ мыслей от Евы, обманутой древним змием, припоминая гладкость удовольствия и принятие (его) как хорошую участь, скоро претерпит то же, что и Адам и, подобно ему, увидит себя самого нагим от благодати Божией и найдет себя изгнанным от бессмертного наслаждения Божия, и пребывающим (Быт.3:24) вне этого рая, и плачущим, и, как листьями смоковницы (Быт.3:7), облеченным только стыдом."

/мы тут остаемся для подготовки к ЦН, для испытания,/

Ну, то есть, есть еще и какая-то подготовка, и испытания, а не все грехи оправданы.

/Если Вы настаиваете, что догматика Макария ошибочна, то должны показать какие конкретно главы и цитаты противоречат православию,/

Она ошибочна во многих местах.
http://olegvm.livejournal.com/166168.html
http://olegvm.livejournal.com/166623.html

По поводу Искупления ошибочна сама мысль: "Вся тайна нашего искупления смертию И. Христа состоит в том, что Он, взамен нас, уплатил своею кровию долг и вполне удовлетворил Правде Божией за наши грехи, которого мы сами уплатить были не в состоянии; иначе, - взамен нас, исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов."

Совершенно не взамен. Он вместо нас принес требуемую от человека Жертву, чтобы вместе с Ним ее приносила вся Церковь.

Далее у Макария:
"Хотя Он страдал и умер один за весь род человеческий, заключающий в себе миллионы людей; но Он есть Божеское Лицо, с которым не только все люди, но и все твари в совокупности не могут сравниться по достоинству. Хотя он исполнял за нас волю Божию, и был послушлив в продолжение только тридцати трех с половиною лет, и хотя пострадал и умер за нас однажды; но и такое послушание воле Божией, и такие страдания и смерть Его, как Лица Божеского, без сомнения, в состоянии заменить собой все неисчислимо многократные наши непослушания воле Божией, все бесчисленные виды наших страданий и смерти, временных и вечных. Бог не мог остаться неудовлетворенным такою жертвою за наши грехи: потому что и удовлетворявший был Бог."

В действительности ценность Жертвы не в самом том, что она принесена Богом, а в том, что она принесена совершенным образом, на что оказался способен только Бог.

/Ансельма по теме читал, он добротно пишет, все по полочкам и логически связно раскладывает, ничего особо крамольного не нашел,/

Ансельма от Фомы и, соответственно, Макария отличает мысль о том, что Божественная справедливость не смогла бы простить без наказания даже полностью исправившегося и полностью отвергшегося от своего греха грешника.

Reply

Re: ОФФ-ТОП dhmhtrios February 17 2016, 18:52:29 UTC
=Ну, то есть, есть еще и какая-то подготовка, и испытания, а не все грехи оправданы.=

Оправданы все грехи всех людей, как ап Павел и Иоанн пишут, что Христос умер за всех и за весь мир. Кроме оправдания нам даны средства для добродетельно жизни и правильного понимания догматов, потому что без постоянного освящения благодатью Бога мы не можем творить добрые дела и разуметь догматы. А еще мы всегда подвержены нападениям врагов, теперь уже, конечно, из вне. Если согрешаем, то имеем Ходатаем Христа.

Если правильно воспользуемся данными нам средствами, то дополнительно еще приобретем нетленных сокровищ и получим блаженную вечную жизнь. А если отвергнем все нам данное, то конечно погибнем и с нас даже больше спросится, чем с других, потому что все знали и имели, но не воспользовались и тем больше прогневали Бога. Короче говоря, Бог все сделал со своей стороны для нас, теперь с нашей стороны пришло время потрудиться.

=По поводу Искупления ошибочна сама мысль: "Вся тайна нашего искупления смертию И. Христа состоит в том, что Он, взамен нас, уплатил своею кровию долг и вполне удовлетворил Правде Божией за наши грехи, которого мы сами уплатить были не в состоянии; иначе, - взамен нас, исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов."

Совершенно не взамен. Он вместо нас принес требуемую от человека Жертву, чтобы вместе с Ним ее приносила вся Церковь.=

Во-первых, взамен и вместо это слова синонимы и означают тут заместительную жертву, когда вместо должника расплачивается другой. Могу даже привести цитату со словом взамен: "дал Себя в жертву, в искупление и взамен за сородных ему человеков" прп. Симеон Новый Богослов, слово первое.

Во-вторых, не понятна мысль, что целью Искупления было не столько примирение человека с Богом, сколько возможность совершения Церковью ежедневной Евхаристии. Собственное само Искупление всех людей совершено только однажды и на Кресте. Об этом и священное Писание прямо говорит:

Евр. 9 "со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление", "Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение. "

Reply

Re: ОФФ-ТОП olegvm February 18 2016, 05:16:39 UTC
/1) Оправданы все грехи всех людей. 2)А если отвергнем все нам данное, то конечно погибнем/

ИМХО 1) противоречит 2)
Можно сказать, что Его Жертва достаточна для оправдания любых грехов. Но оправданы грехи только тех, кто вместе с Ним Его Жертву приносит.

/Во-первых, взамен и вместо это слова синонимы/

А при этом смысл получается совершенно разный. В одном случае речь идет о том, что Христос отдает нечто, чтобы другие не отдавали. А в другом случае Он делает нечто, что другие без Него делать не могли, чтобы другие это же делали вместе с Ним.

/Во-вторых, не понятна мысль, что целью Искупления было не столько примирение человека с Богом, сколько возможность совершения Церковью ежедневной Евхаристии./

Речь о том, что только через таинства человек, участвуя в Жертве Христа, примиряется с Богом:

"Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: "сие творите в Мое воспоминание", но не понимающим правильно слова "воспоминание" и дерзающим говорить, что оно (т. е. воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды."

Reply

Re: ОФФ-ТОП dhmhtrios February 18 2016, 18:04:49 UTC
=ИМХО 1) противоречит 2)
Можно сказать, что Его Жертва достаточна для оправдания любых грехов. Но оправданы грехи только тех, кто вместе с Ним Его Жертву приносит.=

Я не имел ввиду, что оно тут же действует для всех людей, только для тех, кто вступил в завет. Если после этого он отпадает от Бога и так умирает, то этот его грех так и остается неискупленным, потому и не спасается.

=А при этом смысл получается совершенно разный. В одном случае речь идет о том, что Христос отдает нечто, чтобы другие не отдавали. А в другом случае Он делает нечто, что другие без Него делать не могли, чтобы другие это же делали вместе с Ним.=

Не знаю, для меня тоже самое. Ваше толкование остается на вашей совести.

=Речь о том, что только через таинства человек, участвуя в Жертве Христа, примиряется с Богом=

Ни я ни митр.Макарий не утверждаем того, что Евхаристическая Жертва это иная по отношению к Крестной. Из этой анафемы никак не следует запрет на выражение тайны Искупления без упоминания Евхаристической жертвы.

Reply

Re: ОФФ-ТОП olegvm February 18 2016, 18:38:24 UTC
/Я не имел ввиду, что оно тут же действует для всех людей, только для тех, кто вступил в завет./

А вступил в завет согласно отцам однозначно только тот, кто Христу соумирает, Ему сораспинается, приносит вместе со всей Церковью Его Жертву.

/ В одном случае речь идет о том, что Христос отдает нечто, чтобы другие не отдавали. А в другом случае Он делает нечто, что другие без Него делать не могли, чтобы другие это же делали вместе с Ним.=
Не знаю, для меня тоже самое. Ваше толкование остается на вашей совести./

Ну, то есть, это уже тогда вопрос о смысле текстов Ансельма, Аквината или митр. Макария. Мне кажется, что их никто и никогда не понимал их учение об Искуплении в том смысле, что Христос делает нечто, что другие без Него делать не могли, чтобы другие это же делали вместе с Ним. Мне кажется, Вы тоже ни Ансельма, ни Макария раньше так не понимали.

/Из этой анафемы никак не следует запрет на выражение тайны Искупления без упоминания Евхаристической жертвы./

Собственно Катехизис митр. Филарета прекрасно без этого обходится:
"Господь Иисус Христос пострадал за всех нас: со Своей стороны, Он принес Себя в жертву, точно за всех и всем приобрел благодать и спасение.
 Но пользуются этим те из нас, кто, со своей стороны, добровольно принимает участие в страданиях Его, «сообразуяся смерти Его» (Флп.3:10).
Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями."
Это вот то учение, которое проходит красной нитью через всю греческую патристику.

Reply

Re: ОФФ-ТОП dhmhtrios February 19 2016, 17:56:46 UTC
Мне кажется, что Вы для себя нашли признак правильного учения, что если где-то говорится об Искуплении с обязательным пояснением, что плоды усваиваются только в Церкви через таинства, то это православная линия. А если видите, что кто-то начинает углубленно рассматривать учения сами по себе, то это линия выражения учения считается испорченной схоластикой. Как минимум она подозрительная, а как максимум еретична. У меня такого противопоставления нет. Если бы Вы могли пообщаться с самим митр. Макарием, то он Вам бы и ответил, что для усвоения нужны таинства, а то что он не что-то в нужном вам ключе, то это еще ничего не значит.

Reply

Re: ОФФ-ТОП olegvm February 20 2016, 03:35:43 UTC
/что плоды усваиваются только в Церкви через таинства/

Скорее, что эти самые "плоды" это возможность соучастия в Жертве, возможность участвовать в страданиях Христа, Ему соумереть и сораспяться, благодаря чему всё учение об Искуплении выглядит несколько иначе, чем у митр. Макария.
И не только через таинства, но и через всю жизнь в Церкви, через аскетику.
Я бы сказал, что этим самым "плодом" стала возможность христианской аскетики, наделение ее смыслом.

Reply

Re: ОФФ-ТОП dhmhtrios February 17 2016, 18:52:46 UTC
См. параграф 220 "Отношение сей жертвы к жертве крестной и свойства", там митр. Макарий вполне доступно приводит различие между Крестом и Евхаристией:

"Жертва, приносимая Богу в таинстве Евхаристии, по существу своему, совершенно одна и та же с жертвою крестною. Ибо и ныне на жертвенниках Церкви приносится тот же самый Агнец Божий, который принесен был за грехи мiра на кресте, - та же самая пречистая плоть, которая страдала на кресте, та же самая пречистая кровь, которая излиялась тогда. И ныне невидимо совершает это таинственное жертвоприношение тот же самый вечный Первосвященник, который совершил и жертвоприношение крестное. Как тогда, так и теперь, один и тот же и приносяй, и приносимый1309, и жертва и Архиерей1310, один и тот же Искупитель мiра - Христос. «Первосвященник наш, говорит св. Иоанн Златоуст, принес жертву, очищающую нас; ту же жертву, которая тогда принесена, приносим и мы ныне: она не истощается. Сие бывает в воспоминание тогда бывшего: сие творите, заповедал, в мое воспоминание. Не иную жертву, но ту же, какую тогда принес Первосвященник, всегда приносим мы, или более совершаем воспоминание той жертвы»1311.",

"Крестною жертвою совершено искупление всего человечества и удовлетворена правда Божия за грехи всего мiра: а жертва бескровная умилостивляет Бога только за грехи тех людей, за которых приносится и собственно усвояет плоды жертвы голгофской людям, которые способны принять их и усвоить. Наконец, жертва крестная принесена за род человеческий только однажды на Голгофе: а бескровное жертвоприношение, со времени установления его, совершалось, совершается и будет совершаться во спасение людей до второго пришествия Господа (1 Кор. 11:25. 26), по всем странам мiра, на бесчисленных жертвенниках. Вообще, сравнивая крестную жертву с жертвою бескровною, можем выразиться, что первая служит как бы семенем или корнем, а последняя древом, которое произросло от этого семени, всецело утверждается на этом корени, питается из него живительными соками, и таким образом произращает спасительные плоды жизни, - так что обе жертвы и нераздельны между собою, составляют собственно одну жертву, и вместе различаются между собою."

=В действительности ценность Жертвы не в самом том, что она принесена Богом, а в том, что она принесена совершенным образом, на что оказался способен только Бог.=

Отсюда можно сделать вывод, что Бог мог принести в жертву творение - человека или воплощенного ангела, - но главное совершенным образом и результат был бы тот же? Не думаю.
Бог только и может принести совершенным образом, а несовершенным не может..

Reply

Re: ОФФ-ТОП olegvm February 18 2016, 05:21:54 UTC
/1) Жертва, приносимая Богу в таинстве Евхаристии, по существу своему, совершенно одна и та же с жертвою крестною.
2) Крестною жертвою совершено искупление всего человечества и удовлетворена правда Божия за грехи всего мiра: а жертва бескровная умилостивляет Бога только за грехи тех людей, за которых приносится/

ИМХО 1) противоречит 2).

/Отсюда можно сделать вывод, что Бог мог принести в жертву творение - человека или воплощенного ангела, - но главное совершенным образом и результат был бы тот же?/

Я, по крайней мере, не готов объяснить, почему всемогущий Бог этого бы не смог сделать.

Reply

Re: ОФФ-ТОП olegvm February 16 2016, 17:14:17 UTC
/Но вот когда читал Ваши посты о литургическом варианте, то почти о каждую мысль спотыкался, нигде такого раньше не читал./

Пожалуй, тогда нужно начинать с Большого огласительного слова Григория Нисского, 35

"Что же видели мы в Начальнике спасения? Трехдневную мертвость и снова жизнь. Следовательно, надлежало, чтобы и в нас примышлено было некое такое же подобие. Поэтому какое же это примышление, которым и в нас исполняется подражание совершенному Им? Все умершее имеет для себя свое собственное и естественное место - землю, на которую склоняется и в которой бывает скрыто. Но великое между собой сродство имеют земля и вода, единственные из стихий, которые тяжелы, стремятся вниз, одна в другой пребывают и одна другой удерживаются. Поэтому, так как смерть Началовождя нашей жизни сопровождалась погребением под землей и произошла по общему закону естества, то подражание смерти, совершаемое нами, изображается в ближайшей к земле стихии. И как тот Человек свыше, восприняв на Себя мертвость вместе с положением в землю, трехдневным восстал опять к жизни, так и всякий, кто в единении с Ним по естеству тела, имея в виду преуспеть в том же, т. е. достигнуть этого предела жизни, вместо земли наливая воду и погружаясь в эту стихию, троекратным повторением подражает трехдневной благодати воскресения.
   Но подобное этому сказано было и прежде, а именно что по домостроительству Промыслом Божиим на естество человеческое наслана смерть, чтобы, по очищении от порока во время разрешения тела и души, человек снова воскресением воссоздан был здравым, бесстрастным, чистым и чуждым всякой примеси порока. Но в Началовожде нашего спасения домостроительство воспринятой смерти возымело окончательное совершенство, вполне приведенное в исполнение по особой цели; ибо смертью разъединено соединенное и снова сведено воедино разделенное, чтобы, по очищении естества разложением бывшего в единении, - разумею душу и тело, возвращение разрешенного в один опять состав сделалось чистым от чуждой примеси. А как в последующих Началовождю естество их не вмещает в себя точного подражания во всем, но, приняв в себя ныне, сколько возможно, прочее предоставляет последующему за этим времени, то чему же здесь подражание? Тому, что в образе умерщвления, представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого, покаяния согрешившего и подражания смерти, которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла. А если бы подражающему возможно было принять на себя совершенную смерть, то сделанное им было бы не подражанием, а отождествлением, и зло уничтожилось бы в целости естества нашего, так что, как говорит апостол, человек единожды навсегда умер бы греху (Рим. 6:2). Но как, по сказанному, в такой мере подражаем высочайшей силе, в какой вмещает это нищета нашего естества, то, трижды возливая на себя воду и снова восходя от воды, подражаем спасительному погребению и воскресению, совершившемуся в трехдневный срок, представив в мысли то, что, как в нашей власти вода, и пребывание в воде, и нахождение из нее, так во власти Того, Кто владычествует над Вселенной, было, погрузившись в смерть, как мы в воду, снова войти в собственное Свое блаженство."

Reply

Re: ОФФ-ТОП dhmhtrios February 17 2016, 18:58:09 UTC
Здесь тоже толкование смерти в крещении как образов и подражаний Христу, отсюда нельзя вывести ту мысль, что христианин переживает жизнь Христа как собственную - подражание да, но не совпадение.

Reply

Re: ОФФ-ТОП olegvm February 18 2016, 05:27:39 UTC
Мы уже говорили о том, что образ соединяет с Первообразом и обладает действием Первообраза.
Но я не столько из-за этого привел этот отрывок, сколько из-за объяснения в нем смысла смерти. В логике юр. доктрине следовало бы, чтобы люди после Жертвы Христа больше не умирали, ведь Христос умер взамен людей. У Григория Нисского все встает на свои места. Христос умер, чтобы верные могли умереть вместе с Ним и вместе с Ним воскреснуть.

Reply

Re: ОФФ-ТОП dhmhtrios February 18 2016, 18:14:11 UTC
=Мы уже говорили о том, что образ соединяет с Первообразом и обладает действием Первообраза.=

Это уже что-то имяславческое. Можете нарисовать огонь и попробовать показать, как рисунок может согреть пищу. Согреть не сможет, потому что не обладает сущностью огня и, соответственно, его действием.

=Но я не столько из-за этого привел этот отрывок, сколько из-за объяснения в нем смысла смерти. В логике юр. доктрине следовало бы, чтобы люди после Жертвы Христа больше не умирали, ведь Христос умер взамен людей. У Григория Нисского все встает на свои места. Христос умер, чтобы верные могли умереть вместе с Ним и вместе с Ним воскреснуть.=

Они оправданы, но не преображены. Также после искупления биологическая смерть понимается не такой важной, а просто переходом в другую лучшую жизнь.

Reply

Re: ОФФ-ТОП olegvm February 18 2016, 19:05:30 UTC
/=Мы уже говорили о том, что образ соединяет с Первообразом и обладает действием Первообраза.=
Это уже что-то имяславческое./

Имяславческое, так имяславческое. :) Но вообще это почти дословная фраза из Феодора Студита. Если не поверите, то я приведу.

/Можете нарисовать огонь и попробовать показать, как рисунок может согреть пищу. Согреть не сможет, потому что не обладает сущностью огня и, соответственно, его действием./

Точнее, не обладает всем действием. Например, хороший образ огня можно издалека спутать с огнем. А уж хорошую восковую куклу тем более можно спутать с человеком. То есть, изображения обладают, например, зрительным действием первообраза. А можно сделать и такой образ огня, к которому подвести центральное отопление, и он начнет и еду подогревать.
Проблема тут в другом. Человек может сделать образ только тварных первообразов. Человек не может сделать образ Бога. Это было бы магией. Божественное действие это Сам Бог, и человек не может заставить Бога пребывать в делах своих рук. Но Бог может Сам какие-то предметы тварного мира избрать Своими образами, местом Своего пребывания. Отсюда возможность почитания икон и святынь. Отсюда возможность таинств. Бог пребывает в Своих образах Своим действием, Своей благодатью. Отсюда же изображения, используемые не в Церкви, это не святые иконы, это не образ Бога. Это тоже достаточно общее учение можно найти и у Григория Нисского, и у Ареопагита, и у Максима Исповедника, и у Иоанна Дамаскина, и у Феодора Студита.
А Имя Бога это, конечно, согласно отцам святыня и образ Бога, если оно произносится не всуе, а в Церкви, в молитве.

/Также после искупления биологическая смерть понимается не такой важной, а просто переходом в другую лучшую жизнь./

У Григория Нисского, если Вы обратили внимание, смерти придается более важное значение. И напомню, что после этого "перехода в другую лучшую жизнь" еще зачем-то предусмотрено воскресение.

Reply


Leave a comment

Up