"И так относительно вопроса о кафарах, и речено прежде, и ты благоразсудительно упомянул, яко подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что о их крещении различно думали, разсуждавшие о сем предмете в свое время."
Разные обычаи приема отпавших делают из них одинаково законных верных. Каждая страна должна следовать своим обычаям.
"Крещение пепузиан, по моему мнению, не имеет ничего в свое защищение и я удивился как не приметил сего великий Дионисий, будучи искусен в правилах. Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем."
"древние положили приимати крещение" - имеется ввиду не собственное крещение, а отпавших от Церкви сообществ. Т.е. уже древние принимали таинства раскольников, ведь упоминаемый Дионисий Александрийский это 3-й век, а раз он был искусен в неких правилах, то они должны были быть и до него.
"Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслити инако, нежели как сущие в церкви, есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская, валентинская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви, приимати; а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением, и паки присоединяти к церкви. Таким образом даже нахоящиеся в церковных степенях, отступив купно с непокорными, когда покаются, нередко приемлются паки в тот же чин."
Ересями названы те, кто отвергает или повреждает веру в Троицу. Раскольниками являются верующими в Троицу, но, напр., исказив отношение к падшим сами отпали от Церкви; они названы не чуждыми церкви и их таинство крещения принимается. Отступившие в след за лишенным священства называются самочинным сборищем. Это не раскольники, потому что отступивший не был отлучен от Церкви, а только лишен священства. Получившие посвящения до отступления при возвращении принимаются в тот же чин.
Правило не говорит, какое должно быть отношение к тем, которые держатся новых триадологических или христологических ересей. Они где-то между теми еретиками и раскольниками. Правее тех еретиков, потому что верят в Троицу, но левее тех раскольников, потому-что не сохранили той же православной веры.
"Пепузиане же явно суть еретики. Ибо они восхулили на Духа Святаго, нечестиво и безстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению, оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая Его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается. Какая же была бы сообразность признати крещение тех, которые крестят во Отца, и Сына, и в Монтана или Прискилу? Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано. Посему хотя великий Дионисий и не приметил сего, но нам не должно соблюдати подражания неправильному: ибо нелепость сама собою явна, и ясна для всех, имеющих хотя несколько разсуждения."
Дионисий принимал ошибочно крещение монтанистов. Василий не думает сказать, что крещения вне Церкви недействительны, а только что недействительны те, что нам не преданы.
"Кафары суть из числа раскольников. Однако угодно было древним, как то Киприану и нашему Фирмилиану, единому определению подчинити всех сих: кафаров, енкратитов, идропарастатов, и апотактитов. Ибо, хотя начало отсупления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянинами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением. Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их: то да будет оно приемлемо."
Перечисленные группы, хотя они и были раскольниками, древние подвели под одно решение, что их мирянское крещение не принимать. Но другим в Асии было угодно принять их крещение. Технически это возможно, а практически нужно следовать принятым правилам.
"Подобает же нам усмотрети злоухищрение енкратитов. Они, да соделают себя неудобоприемлемыми для Церкви, умыслили предускоряя совершати собственное крещение, чрез что и собственный свой обычай изменили. И так, поелику от них ничего ясно не изречено, мню, яко прилично нам отвергати их крещение: и аще бы кто приял от них оное, таковаго приходящаго к Церкви, крестити. Но аще сие имеет быти препятствием общему благосозиданию: то паки подобает держатися обычая, и следовати отцам, благоразсмотрительно устроившим дела наши. Ибо я опасаюся, что бы нам тогда, как хощем удержати их от поспешнаго крещения, не воспятити спасаемых строгостью отлагательства."
Энкратиты исказили обычаи совершения крещения, желательно им заново пройти катехизацию и крещение, но если будут упираться, то чтобы из-за строгости не убежали - принять их крещение.
"Аще же они сохраняют наше крещение, сие да не устыжает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию. Всемерно же да будет установлено, чтобы, после их крещения, приходящие к церкви, были помазуемы от верных, и тако приступали к таинствам."
Само сохранение нашего крещения у энкратитов не повод отложить строгие правила в отношении их приема. При принятии их крещении, обязательно требуется помазать миром законным священником.
"Впрочем ведаю, яко братий Зоина и Саторнина, бывших в их обществе, мы прияли на кафедру епископоскую: почему соединенных с их обществом уже не можем строгим судом отчуждати от Церкви, постановив, принятием епископов, как бы некое правило общения с ними."
В нашей местности, говорит Василий Амфилохию, двух достойных епископов приняли на свои кафедры, а задав этим некую планку отношений к ним, не можем уже применять к всю строгость правил. Что здесь имеется ввиду не понятно.
Возможны два варианта: принятие в сущем сане энкратитских епископов, или же принятие принятие как мирян с последующим поставлением в степень священства. В последнем случае, в их местности отступили от строгости правила не допускать раскольников на священные степени.