В 2003 году в каталоге «Павловск. Обретенные сокровища. Новые поступления в коллекции музея» были опубликованы сведения об 11 чертежах, представляющих фасады различных построек работы Д. Д. Зайцева, занимавшего в 1887-1917 годах должность архитектора Павловского городового правления. Эти работы были приобретены ГМЗ «Павловск» у И. П. Гайдаровой и предположительно происходят из наследия мастерской Зайцева. Шесть чертежей их этого списка были представлены на фотоиллюстрациях.
Два из этих шести чертежей привлекают внимание специалистов по Павловску.
Первый из них (№ 4 раздел «Чертежи») озаглавлен как «Дом в Павловске» (Инв. № ЦХ-3217-XII) [1] и узнается сразу. Послевоенные фотографии дома с башенкой [2], сохранившегося до настоящего времени в несколько перестроенном виде (разобрана башенка, перестроен тыльный фасад, обращенный к Тызве
современные фото здесь) по адресу: переулок Мичурина, 14, совпадают в большинстве деталей с проектным чертежом Зайцева, и нет никаких сомнений, что это один и тот же дом.
Д. Д. Зайцев. Проектный чертеж дома В. Я. Гвоздановича-О. М. Максимовой. 1910. Инв. № ЦХ-3217-XII
Б. В. Януш в «Неизвестном Павловске» высказал предположение, что это дача генерала Николая Карловича Мердера (1826-1891) и что ее с 1864 по 1869 год снимал известный литератор А. В. Никитенко [3].
Фото "дома Н. К. Мердера" из книги Б. В. Януша. 1950-е-1960-е годы
"Дача Н. К. Мердера". Фото Б. В. Януша. 1976. Фото МИП (Музея истории города Павловска)
Однако обращение к историческим планам показывает, что этот дом выстроен на одном из участков, исторически относящихся к даче генерала Н. И. Салтыкова или Александровой даче (на плане 1791 года в районе данной постройки находился Птичник) [4].
Во второй половине 1830-х годов объединившиеся к этому времени бывшие участки Александровой дачи и дачи Н. И. Салтыкова приобретает у наследников генерал-фельдмаршала действительный статский советник Гавриил Александрович Анненков (1786-1845). П. А. Шторх в «Путеводителе по саду и городу Павловску» назвал Анненкова генералом, что заставляло исследователей делать выбор между тремя жившими в то время генералами с фамилией Анненков, однако метрические книги церкви Св. равноапостольной Марии Магдалины свидетельствуют о присутствии в Павловске в эти годы дворовых людей только Гавриила Александровича Анненкова. При этом в ряде случаев его вдова Александра Ивановна Анненкова (1867) называет себя «генеральшей» [5], что в принципе допустимо, так как чин действительного статского советника соответствовал генерал-майору.
В 1866 году Александра Ивановна Анненкова делит дачу между тремя своими наследниками: невесткой, дочерью и сестрой.
Основная часть достается супруге старшего сына Петра Александре Карловне, урождённой Мердер (1828-1900).
Участок, где сейчас находится 464-я школа, перешел к дочери Евдокии, бывшей в замужестве за генералом Петром Карловичем Мердером [6] (1819-1894).
Интересующий нас участок напротив нынешней 464-й школы по четной стороне Царскославянской дороги (ныне ул. Мичурина) от Водопроводной (ныне Правды) улицы до реки Тызвы также достался невестке Александре Карловне «госпоже Анненковой» [7] за исключением небольшого углового клочка земли, прилегавшего к Тызве (сейчас на этом клочке земли находится строение под № 14 к. 2), доставшегося вместе с двумя другими долями на правом берегу Тызвы незамужней сестре Александры Ивановны Анненковой Варваре Ивановне Евдокимовой.
В 1870-е годы участок напротив 464-й школы от «госпожи Анненковой» перешел к царскосельскому купцу А. С. Белозерову (1822-1900), выстроившему вдоль Царскославянской дороги 8 дачных домов. В 1903 году новым хозяином дач ненадолго стал купец Гавриил Петрович Кривокалинский. С 1912 года в адресных книгах «Весь Петербург» на Царскославянской, 2 появляется имя нового жителя действительного статского советника, юриста Василия Яковлевича Гвоздановича. На основании этого я в свое время высказал предположение, что Гвозданович приобрел участок Кривокалинского и выстроил на нем тот самый дом (Инв. № ЦХ-3217-XII), проектный чертеж которого был приобретен ГМЗ «Павловск» [8].
Но дело оказалось несколько сложнее. Как установила Е.А. Турова в момент постройки дома в 1910-1911 годах участок принадлежал крестьянке О. М. Максимовой. Действительно, в своем прошении, поданном в Павловское городовое правление 26 октября 1910 года, Ольга Максимовна Максимова просит разрешить ей «построить вновь по приложенным планам дачу со службами, означенными на генеральном плане под лит. А и Б на месте, мне принадлежащем и находящемся в г. Павловске во 2-й части по Царскославянскому шоссе № 2». Кроме того, она просила разрешить ей «произвести ремонт дач под лит. В, Г и Д. без изменения фасадов» [9]. 8 ноября 1910 года великий князь Константин Константинович утвердил проект фасада здания дачи [10], рабочая копия которого и отложилась, по-видимому, в архиве мастерской Д. Д. Зайцева и в настоящее время хранится в ГМЗ «Павловск».
Итак, чертеж сделан в 1910 году, заказчик - О. М. Максимова. Однако на прошении имеется приписка, что писал оное и подавал «По доверенности крестьянки Ольги Максимовны Максимовой статский советник Василий Яковлевич Гвозданович» [11]. Более того, в последующие годы Гвозданович подает еще не одно подобное прошение от имени О. М. Максимовой о перестройке и ремонте домов на участке и даже по поводу... устройства курятника-птичника [12].
Подумаешь: а что тут такого? Возможно, предприимчивая крестьянка неграмотна и доверяет вести дела своему постоянному состоятельному и хваткому дачнику? Все меняет еще один документ - завещание Максимовой от 19 мая 1910 года. Явившись к петербургскому нотариусу в присутствии свидетелей, Ольга Максимовна объявила, что
«...на случай своей смерти совершает настоящее духовное завещание в следующем: Первое. Все без исключения принадлежащее завещательнице имущество: благоприобретенное недвижимое, если таковое окажется, и всякое движимое, в том числе домашнюю бездоходную движимость, а также капитал в наличных деньгах, процентных и ценных бумагах, долговых на разных лиц претензиях и документах и следующих откуда бы то ни было к получению суммах, она, Ольга Максимовна Максимова, завещает в единственную собственность статскому советнику Василию Яковлевичу Гвоздановичу. - Второе. Совершив сие духовное завещание, завещательница объявляет уничтоженными все свои духовные завещания до сего совершенные...» [13].
Как видим, это завещание сделано до начала строительства данной дачи и дальнейших перемен на участке. Логично предположить, что Гвозданович записал купленное им имущество на имя своей гражданской супруги - О. М. Максимовой. Так что, наверное, правильнее будет называть этот дом - домом Гвоздановича и Максимовой. Что же касается даты строительства, то, несмотря на утверждение проекта в октябре 1910 года, очевидно, что само строительство происходило в 1911 году.
Второй чертеж Д. Д. Зайцева (№ 11, раздел «Чертежи») озаглавлен «Фасад здания под л. А на Правленской улице» (Инв. № ЦХ-3224-XII) [14].
Д. Д. Зайцев. Проект дома Н. К. Мердера. 1887. Инв. № ЦХ-3224-XII
На нем изображены две постройки - угловой двухэтажный деревянный дом с богато украшенной крышей, эркерами и деревянной резьбой. Слева от него находится флигель поменьше. На чертеже имеется резолюция владельца Павловска великого князя Константина Николаевича: «Утверждаю Константин. 3 октября 1887 года. Ореанда».
Копия с этого чертежа была снята перед продажей оригинала в ГМЗ «Павловск» и много лет находилась в экспозиции Музея истории города Павловска. При этом почти сразу сотрудники музея обратили внимание на то, что дом этот очень сильно напоминает двухэтажный деревянный дом 1/8 по улице 1-го Мая (бывший Воробьиный переулок) находившийся на углу с Лебединым переулком, который по данным КГИОП числится как «дом Камкова».
"Дом Ф. Ф. Камкова". Фото Б. В. Януша. 1960-е годы. При увеличении можно разглядеть полное совпадение рисунка дощатой обшивки, схожесть оформления углового эркера и оконных проемов, остатки пинакля над шатровой угловой башенкой. На месте флигеля - проходная фабрики "Весна". Фото МИП
Во-первых, совпадают основные пропорции дома. Во-вторых, угловая башенка, как и на чертеже Д. Д. Зайцева, ранее была украшена пинаклем, остатки которого сохранялись в 1970-е годы, а значит, можно предполагать, что на крыше существовали и другие утраченные кованые украшения. В-третьих, рисунок дощатой обшивки здания на старых фотографиях совпадает с таковым же на чертеже Д. Д. Зайцева. В-четвертых, флигель, находящийся слева от основного здания визуально попадает на место, где еще в 1970-е годы сохранялась одноэтажная деревянная проходная на швейную фабрику «Весна». Напрашивается предположение, что здания пострадали во время Великой Отечественной войны и были восстановлены не в полном своем великолепии, при этом флигель слева лишился второго этажа и балкона. Наконец, очень соблазнительно было опознать дом на чертеже справа как дом предшественника Д. Д. Зайцева павловского архитектора И. Я. Потолова. Такая атрибуция была в частности поддержана павловским краеведом А. Н. Садиковым [15].
Узнать, для кого предположительно строился этот дом, оказалось несложно: в 1875 году участок Елизаветы Федоровны Камковой (1802-1868), дочери первого владельца Федора Филипповича Камкова (1758-1850) был продан, очевидно, ее наследниками потомственному почетному гражданину Александру Алексеевичу Синелобову [16] (1822-1894). В 1895 году он принадлежал вдове потомственного почетного гражданина Евгении Алексеевне Синелобовой [17], а значит заказчиком проекта должен быть один из супругов.
И все-таки сомнения оставались. Смущало указание адреса дома на чертеже по Правленской улице (ныне ул. Васенко), однако подобные исключения в истории павловской застройки изредка, но встречались.
Чтобы получить окончательную уверенность, просматриваем осенние месяцы дела «О постройках и починках домов» за 1887 год, ищем проекты, относящиеся к Синелобовым и к Правленской улице. Таковых в деле нет. Ищем в этом же деле, не строил ли кто-нибудь другой в это время дом на Правленской улице.
Таковой кандидат обнаруживается только один. 9 сентября 1887 года генерал-лейтенант Николай Карлович Мердер обратился в Павловское городовое правление с прошением о разрешении проведения «...на месте мне принадлежащем, состоящем в городе Павловске на углу Правленской и Песчаной улиц за № 45 нижеследующей работы: сломать до основания все существующие постройки и построить вновь деревянные двухэтажные на каменных фундаментах дома, означенные на генеральном плане под лит. А и Б, службы под лит. В и ледник под лит. Д. по представленным рисункам. К сломке строений прошу допустить теперь же» [18]. 23 сентября прошение ушло в Ореанду, великокняжескую усадьбу в Крыму, где находился великий князь Константин Николаевич.
9 октября 1887 года было получено согласие великого князя Константина Николаевича [19] на сломку старых построек и осуществление нового проекта. Той же самой датой завизировано согласие великого князя, продублированное в журнале «Предписаний Его Императорского Высочества»: «Генерал-лейтенант Мердер просит позволения купленный им дом от мещанина Белугина, находящийся во 2-й части города Павловска на углу Правленской улице и Песчаного переулка сломать и вместо его вновь выстроить дом лит. А и флигель лит. Б, как означено на представляемых при сем плане и фасаде» [20].
Теперь все сходится, кроме даты: чертеж завизирован 3, а не 9 октября.
Однако пролистав первое из двух упомянутых дел до конца, обнаруживаем еще одно прошение Н. К. Мердера, датированное 7 ноября 1887 года, где он просит позволения: «выстроить вновь дом согласно представленного при сем плана и фасада на принадлежащем мне во 2-й части г. Павловска на углу Правленской ул. и Песчаного переулка вместо разрешенного мне 3 октября 1887 года, к постройке которого я не мог приступить по неимению средств» [21]. И 1 декабря 1887 года великий князь Константин Николаевич визирует новый проект дома Н. К. Мердера. Дом этот был выстроен на углу Правленской (ныне ул. Васенко) улицы и Песчаного переулка на месте современного дома № 3/5 по Песчаному переулку и до наших дней не сохранился. Про этот дом упоминает Б. В. Януш: «В конце 1880-х годов Н. К. Мердер приобрел собственную дачу в самом центре Павловска, на Правленской улице. Находилась она на месте современного дома № 5/3 по улице Васенко. Там генерал Мердер и скончался в 1891 году» [22].
Таким образом, приходится сделать вывод, что в коллекцию ГМЗ «Павловск» попал утвержденный, но не осуществленный проект, и насколько первый отличался от второго мы, к сожалению, не знаем.
А как же явное сходство с «домом Камкова», сохранившимся до настоящего времени?
Просмотр дел о постройках и починках домов позволяет уточнить дату его постройки. 24 февраля 1909 года жена потомственного почетного гражданина Александра Яковлевна Жданова, которой на тот момент принадлежал бывший участок Камковых (Синелобовых), обратилась в Павловское городовое правление с прошением: «...разрешить на принадлежащей мне земле, находящейся в С. Петербургской губ. Царскосельского уезда в городе Павловске по Лебединой ул. и Воробьиному переул. под № 1/2 постройку двухэтажной дачи, показанной на генеральном плане под лит. А по прилагаемым у сего детальным чертежам с копией» [23]. Проектный чертеж фасада был утвержден великим князем Константином Константиновичем 23 марта 1909 года [24]. Здесь же находится «отзыв» техника строительных работ Михаила Алексеевича Киселева, взявшегося наблюдать за строительством здания [25]. Можно предположить, что техник строительных работ М. А. Киселев не был архитектором такого изящного здания, что муж А. Я. Ждановой Захарий Петрович Жданов (1867 - после 1933) обратился с заказом на дом к Д. Д. Зайцеву, который использовал при новом проектировании свой старый чертеж, сделанный для давно умершего владельца.
В годы строительства дома в Павловске король биржевых спекулянтов З. П. Жданов находился на пике своей карьеры. Потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, председатель Русского общества взаимного кредита, староста церкви Рождества Пресвятой Богородицы (при Консерватории), в 1911 году основавший в Петербурге собственный банкирский дом «Захарий Жданов и Ко» мог запросто выложить сумму, которой не нашлось у «скромного» генерал-лейтенанта Н. К. Мердера.
P. S. На самом деле Д. Д. Зайцев по крайней мере еще один раз использовал мотивы неосуществленного проекта дома Н. К. Мердера. 17 апреля 1897 года архитектор самолично подает прошение в Павловское городовое правление: «Честь имею покорнейше просить Павловское городовое правление разрешить мне построить дачу и службы согласно прилагаемым планам на месте, принадлежащем Ф. Ф. Корошши-Кончеку и состоящем в г. Павловске в 1 части на Садовой ул. за № ... [26] Архитектор Зайцев» [27]. 18 апреля 1897 года проект был утвержден великой княгиней Александрой Иосифовной и великим князем Константином Константиновичем [28]. В данном случае мы не имеем чертежей двухэтажного деревянного дома, рядом с которым позднее был выстроен более известный каменный дом, но имеем фотографии, переданные в Музей истории города Павловска потомками купца 1-й гильдии Ф. Ф. Корошши-Кончека, живущими ныне в Словакии на его исторической родине.
Деревянная дача Ф. Ф. Корошши-Кончека в Павловске. Архитектор Д. Д. Зайцев. Начало XX века. Фото МИП
На них мы видим схожую башенку на углу с шатровой крышей, в которую встроена «кукушка» и выдвинутое вперед крыльцо. Башенка и в этом случае увенчана пинаклем. У всех трех зданий схожий рисунок деревянной обшивки стен. Однако мы не находим на крыше дома Ф. Ф. Корошши-Кончека того великолепия из кованого металла, что присутствует на проекте дома Н.К. Мердера. Отметим также, что проект дома Ф. Ф. Корошши-Кончека, где использован неосуществленный проект дома Н. К. Мердера на Правленской улице, был выполнен Д. Д. Зайцевым уже после смерти первого заказчика.
1. Павловск. Обретенные сокровища. Новые поступления в коллекции музея. Каталог. СПб., 2003. С. 19.
2. Януш Б. В. Неизвестный Павловск. 1850-1892. Историко-краеведческий очерк. СПб., 2002. Ил. 46 на мелованной вклейке; Выжевский С. В. Александрова дача и 220 лет ее истории. Павловск, 2013. С. 62.
3. Януш Б. В. Неизвестный Павловск. 1850-1892. Историко-краеведческий очерк. СПб., 2002. С. 62.
4. Выжевский С. В. Александрова дача... С. 8.
5. ЦГИА. Ф. 19. Оп. 125. № 593. Л. 217-281об. Книга, данная С.-Петербургской духовной консистории причту Павловской Мариинской церкви для записки в 1848 году родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Л. 246 об., 247, 250 об., 251.
6. Петр Карлович и Александра Карловна, как и упомянутый Б. В. Янушем Николай Карлович Мердер - дети Карла Карловича Мердера (1788-1834), воспитателя-наставника великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II.
7. РГИА. Ф. 537. Оп. 1. Д. 1273. Л. 45 (план).
8. Выжевский С. В. Александрова дача... С. 60, 61.
9. РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 18795. О постройках и починках домов. 1910. Л. 274.
10. Там же. Л. 276.
11. Там же. Л. 274.
12. РГИА. Ф. 493. Оп. 3. № 18836. О постройках и починках домов. 1911. Л. 287.
13. РГИА. Ф. 1102. Оп. 1. 1086. Личные и служебные документы В. Я. Гвоздановича и членов его семьи, завещание И. Д. Гвоздановича, переписка разных лиц с В. Я. Гвоздановичем по личным вопросам. Л. 20.
14. Павловск. Обретенные сокровища... С. 20.
15. Садиков А. Н. Павловск. Повседневная жизнь города в 1911 году. СПб., 2012.
16. РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 16862. О доставлении в С.-Петербургский окружной суд описи недвижимых имуществ города Павловска. 1877. Л. 10 об., 11.
17. РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 17921. О постройках и починках домов 1895 года. Л. 82.
18. РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 17557. О постройках и починках домов 1887 года. Ч. II. Л. 55.
19. Там же. Л. 58.
20. РГИА. Ф. 493. Оп. 4. Д. 19297. Предписания Его Императорского Высочества. 1887. Л. 37.
21. РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 17557. О постройках и починках домов 1887 года. Ч. II. Л. 121.
22. Януш Б. В. Неизвестный Павловск... С. 51.
23. РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 18726. О постройках и починках домов. 1909. Л. 25.
24. Там же. Л. 27.
25. Там же. Л. 26.
26. Дом этот находился на Садовой улице на территории современного Дома ветеранов.
27. РГИА. Ф. 493. Оп. 3. Д. 18059. О постройках и починках домов. 1897. Л. 74.
28. Там же. Л. 75.