О чем грустит Скорбящая. Начало

Apr 02, 2020 23:30



В центре города Павловска на Детскосельской улице под шатром плакучих ив над могильными плитами с именами застыла скорбящая женщина с венком - мать, сестра, жена, а может, просто любимая, не дождавшаяся с войны своего суженого...
Памятник на братской могиле открыт в 1986 году, фигуру женщины изваял скульптор Василий Гаврилович Стамов (1914-1993).
По первоначальной задумке архитектора перед женщиной находился гранитный цветник, куда по кладбищенской традиции сажались или ставились в горшках яркие цветы, сменявшиеся в соответствии со временем года - от мая до поздней осени.

С некоторых пор цветник закрыт чёрными бронзовыми плитами с именами, имитирующими крышку саркофага. Надпись на лицевом торце, увенчанная скромным православным крестом: «Вечная память всем защитившим нас от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны». Когда к памятнику приносят венки, обычно они прикрывают крест. Живые цветы возлагают на плиты, закрывая имена. Бронзовые буквы теряются среди вянущих цветов...

Казалось бы, что в этом плохого - герои обрели имена? Но памятник их как будто не принимает. Чтобы понять, почему, нужно прикоснуться к истории. Раньше, когда архивы были закрыты, это было сложно. Теперь, когда Министерство обороны открывает данные о погибших, создав в интернете общедоступную базу данных «Мемориал», эта работа становится посильной для тех, кто ищет истину.

Но начнем мы не с этой базы данных, начнем с истории мемориала. У «Скорбящей» В. Г. Стамова была предшественница. Типовая бетонная выкрашенная в белый цвет фигура женщины. Скульптор, к сожалению, неизвестен.
Эта женщина тоже не стоит на пьедестале, она опирается на пьедестал или, скорее, на стелу, к которой прислонены венок, в котором мерещится герб погибшего СССР, и автомат ППШ.



В отличие от вневременной фигуры Стамова, типовая бетонная предшественница - из своего времени. На ней отразилась суровость эпохи. Она помнит горечь утраты и не готова забыть, простить...

Сейчас эта скульптура переместилась в бывший военный городок и установлена недалеко от храма святого Николая Чудотворца.
Прежний батюшка храма, отец Валерий, приютил скульптуру, и теперь она - памятник «Жителям города Павловска - жертвам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг».
«Вечная память и вечный покой».
Имён здесь нет. Да и как перечесть поимённо погибших во время немецкой оккупации? «Мемориал» здесь бессилен...



Однако и бетонная белая не была первой. Предоставим слово очевидцу А. Ионову:

«Памятник в Павловске

В Павловске, на углу улиц Коммунаров и Детскосельской, расположен небольшой сквер. Молодые сильные липы и серебристые ивы окружают небольшую площадку, в центре которой возвышается памятник со скульптурой скорбящей девушки.
У подножья памятника возложены венки, их приносят павловчане в дар неизвестным героям, отдавшим свою жизнь за Родину в период Великой Отечественной войны.
Когда проходишь мимо этого памятника, невольно вспоминаешь о другом «памятнике», стоявшем на этом месте в 1944 году, сразу после освобождения Павловска от фашистских захватчиков. Его соорудили сами немцы из досок в виде ящика размером примерно в трехметровую длину, высотой и шириной по 1,5 метра. Выкрашен он был в серый цвет. На боковых стенках «памятника» белой краской было написано на русском и немецком языках: «За что вы боролись». В таком виде я видел это сооружение в марте-апреле 1944 года.
В мае того же года комиссия в составе секретаря Павловского горкома КПСС П. М. Морозова, заведующей горздравотделом А. В. Васильевой, работников Павловской железнодорожной школы и других вскрыла могилу под этим сооружением. Петр Михайлович Морозов, и ныне проживающий в Павловске, вспоминает: «Когда вскрыли могилу, обнаружили трупы наших воинов. Тов. Васильева одела резиновые медицинские перчатки, проверила карманы всех погибших, но каких-либо документов в них не обнаружила».
Участница вскрытия этого захоронения, бывшая сотрудница Павловской железнодорожной школы Н. Ф. Ионова рассказывает: «В мае 1944 года я с дочерью проживала в полуразрушенном здании железнодорожной школы в Павловске, около школы на углу улиц Коммунаров и Детскосельской немцами был оставлен деревянный «памятник» в виде ящика с надписью на русском и немецком языках. Когда комиссия вскрывала могилу, нас, несколько сотрудников школы, пригласили для осмотра. Мы увидели 7-8 трупов советских воинов, большинство из них было одето в офицерское обмундирование, у некоторых рты были заткнуты соломой, по всей вероятности для того, чтобы они во время избивания не кричали».
Все эти показания - новые свидетельства зверств гитлеровцев. Как рассказывают очевидцы, ворвавшись в Павловск, фашисты схватили группу наших разведчиков, жестоко пытали их, но ни один советский воин не проронил ни слова, не выдал военной тайны, не предал Родины, и палачи похоронили их живыми.
При каких обстоятельствах и когда погибли советские воины, кто они? К сожалению, пока об этом неизвестно.
Фашистские изверги своей жестокостью к заживо погребенным и установкой «памятника» «а их могиле со зловещей надписью, надо полагать, рассчитывали запугать жителей города и воинов Советской Армии, попавших в их лапы. Но враги просчитались.
Позднее в Павловске производились перезахоронения останков советских воинов и жителей города, погибших во время гитлеровской оккупации. Все они покоятся под памятником со скорбящей девушкой в сквере на углу улиц Коммунаров и Детскосельской. Это подтверждает и бывший заместитель председателя Павловского горисполкома А. В. Смирнов, проживающий в этом городе. Он вспоминает: «Я был членом комиссии по перезахоронению останков погибших. В нашу комиссию входили военком В. А. Худоложкин, заведующая горздравотделом А. В. Васильева и другие. Весною 1948 года мы перезахоронили останки 76 человек, погибших в нашем городе, все они покоятся под памятником со скорбящей девушкой».
Памятник в Павловске напоминает о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны. Очень жаль, что у монумента отсутствует надпись, повествующая о тех, кто погребен под ним.
Общественность, юные следопыты должны заняться историей этого памятника, чтобы стали известными имена славных защитников Павловска, тех, кто отдал свою жизнь за светлое будущее советского народа».

Эта статья была опубликована в газете «Вперед» (ныне «Царскосельская газета») в 1967 году.

Приведем свидетельство еще одного очевидца - многолетнего, еще довоенного сотрудника Павловского дворца-музея Ксении Ивановны Куровской (1903-1972), сделанное в 1959 году:

«В первые послевоенные годы была сооружена на территории Октябрьской железнодорожной школы Братская могила погибшим на этом рубеже воинам во время Великой Отечественной войны. В дни праздников Первого мая и Октябрьской революции организации и учащиеся возлагают на могилу венки и цветы в память незабываемых героических лет».

В 1960-е годы родилась еще одна традиция. Ученики школы № 463 вместе со своим директором Г. П. Хоцко (1914-1964) отмечали День Победы факельным шествием. В конце 1960-х годов эту традицию подхватили воспитанники Речевой школы, в которой работал павловский краевед К. Е. Иванов (1918-1993):

«Как только на притихший город опустится вечер, на улицах появляется пионерская колонна с зажженными факелами. На Детскосельской колонна перестраивается, огненным ручейком окружая братскую могилу. Начинается торжественная церемония: возлагаются цветы, исполняется литературный монтаж. Ребята славят героев и клянутся в верности делу, за которое те отдали жизнь» («Вечерний Ленинград», 1974).

Продолжение

братская могила, Константин Егорович Иванов, Скорбящая, Павловск, В. Г. Стамов, Детскосельская улица, Ксения Ивановна Куровская, А. Ионов, О чем грустит Скорбящая, Великая Отечественная война, Сергей Выжевский, Музей истории города Павловска

Previous post Next post
Up